Одноклассники точка ру, Юрий Поляков Пьеса в 2-х действиях

Mar 15, 2011 11:40

11 марта 2011, Приморский краевой театр молодёжи

Начнём с того, что никакая я не театралка, никогда ею не была, а что будет дальше, загадывать не буду. Посчитать мои походы на спектакли за последние шесть лет можно на пальцах одной руки (притом не факт, что я вспомню названия). И ещё я не люблю читать пьесы. Перечень действующих лиц, реплики, авторские ремарки - всё это самым странным образом всегда нагоняло на меня тоску (или вгоняло в тоску? нет, вгонять в краску вроде бы))). Читать "Вишневый сад" (в школе, разумеется) для меня было просто мукой, а уж обсуждать и подавно. Казалось бы, с таким диагнозом прямая дорога в храм искусства, однако не сложилось.

Но вот прекрасным февральским днём на пороге учебной аудитории возникла дама приятной наружности и рафинированных манер, которая и соблазнила меня, произнеся "Одноклассники", "театр", "недорого", "билетов порой не достанешь". Тут надо слегка притормозить и сказать, что вообще-то читать я люблю, романы, повести, рассказы и стихи - всё читаю. И один из любимых авторов у меня как раз Юрий Поляков, у которого я перечитала почти всё (включая две части "Гипсового трубача", сборник публицистики и сборник интервью, и, естественно, я в курсе того, что он ещё и автор пьес). Но на всякий случай я у дамы уточнила, а не Поляков ли автор пьесы. Она замялась, но я уже полезла в сумку за кошельком, благо у меня с собой было. Никто из моих студиозусов театральным вечером не соблазнился, хотя было бы забавно. Но не судьба.

И вот такая tabula rasa (в театральном отношении) зашла в фойе Приморского краевого театра молодёжи за пятнадцать минут до начала спектакля.


Сказать, что меня поразила неприкрытая нищета убранства, - это не сказать ничего (не с завязанными же глазами мне в зал заходить). Театр с детства для меня был царством бордовых портьер и прочих строгих, но торжественных признаков именно что храма искусства.  Кстати, когда я ещё в школе ходила в наш магаданский театр, то обязательно брала с собой туфли, чтобы переобуться (если дело было зимой). Тут же было бы нелишним надеть прямо на сапоги бахилы, на манер тех, что выдают в музеях.

Соседи по ряду переговаривались вполголоса, пока я отключала звук на сотовом и смс-илась, и из их разговора я выяснила, что театр не ремонтировался ни разу с момента постройки и просто счастье, что пока на головы зрителям не осыпается штукатурка (очень захотелось поглядеть на потолок, но и так было ясно, что хрустальной люстры я там не увижу), а вот в здании напротив деньги, видимо, не знают, куда девать, благо что Дарькин не отягощён познаниями ни в науке, ни в искусстве и нуждами театра, находящегося в самой непосредственной близости от краевой администрации, не озабочен. Не знаю, когда было построено здание, но прямо над сценой - а с третьего ряда было видно хорошо - всё ещё висит барельеф с профилем Ленина и словами "ВЛКСМ" и "Ленинский зачёт". Что такое ВЛКСМ, я ещё помню, но вот про ленинский зачёт не слышала ни разу. Наконец-то дали третий звонок, погас свет и...

В-общем, хорошо, что я не читала пьесы Полякова. Получила наслаждение от острых реплик, поворотов сюжета, яркого, образного, богатого на открытия поляковского языка. Самое неожиданное - мне больше всего понравилась игра актёров на второстепенных ролях (хотя все шестеро плюс Евгения Петровна солируют попеременно). Липа, отец Михаил, поэт-бомж Федя и Королева - им всем повезло с яркими репликами и не менее яркими образами (Как живёшь? - Как в вагине у богини; Чем вы тут занимаетесь? - На кошек гневаемся; Королева с её дурацкой надписью на торте и перекроенным носом; Липа с видеокамерой и в ковбойском прикиде). Дочь  Олечку забыть тоже невозможно, уж больно колоритно выписана.

В центре же внимания всё равно - Ванечка, Чермет и Светлячок. Вечная драма двух то ли друзей, то ли соперников и Она - умница, отличница, красавица. К Светлячку претензий нет. Ей веришь на все сто, но вот с Черметом... Ну не верила я и всё тут, что это олигарх местного разлива с почти ничем и никем не ограниченными возможностями. Хотя очами сверкал по делу.

И всё-таки по большому счёту претензий к игре у меня нет - поскольку на таком материале плохо сыграть это ещё постараться надо. Последняя сцена - выстрел в спину. И я заплакала. Не навзрыд, нет. Так плачут, наверно, от счастья. Две мокрые дорожки на щеках.

P.S. "В искусстве можно то, чего нельзя в жизни, и нельзя то, что в жизни есть". Не ручаюсь за дословность, но пьеса именно об этом, но не только об этом, конечно. Некоторые образы достаточно условны, и, боюсь, это как раз те самые центральные образы - Ванечка - Тело-век (у него-то как раз прозвища нет, он для всех Ванечка), Света-Светлячок и Виктор-Чермет. Совесть, Родина-мать и неправедный сын. Попробуй сыграй такое. Но всё равно попытка удалась. Интересно, будет ли когда-нибудь снят фильм? Тут самым главным условием должно стать соответствие возрасту. Кроме масштаба дарования, конечно...

Юрий Поляков, театр, чтение

Previous post Next post
Up