Пока в Великобритании выбирали, кому отдать Премию Тернера, в России
объявили о создании новой награды в сфере современного искусства,
которая должна стать альтернативой уже существующим - Премии Кандинского
и «Инновации». Она называется «Сигнал» и, по замыслу организаторов,
должна быть полностью независимой - от частных институций, государства и
даже от арт-сообщества.
«Сегодня в России на фоне полного отсутствия адекватной официальной
культурной программы, вопреки реакционной политике государства
происходит невероятно бурное развитие современного искусства. Расширяя
поле своей деятельности, художники активно заявляют о себе в политике,
посвящают себя социальной работе, выступают с резкой критикой
художественных институций. Пожалуй, еще никогда в России так много не
говорили и не писали о художниках. Мы считаем, что это сигнал - теперь
искусство добилось того чтобы быть услышанным. Одновременно с этим
невероятным успехом, в “официальном” арт-сообществе наблюдается
чрезвычайная незаинтересованность, а порой и неинформированность о
происходящем вокруг. Художники, в особенности функционирующие без
поддержки институций и безапелляционно выступающие против системы, все
больше отторгаются художественным гетто», -
говорится в блоге «Сигнала» (своего сайта у них пока нет).
Главная цель организаторов, активиста Дениса Мустафина и
арт-оппозиционера Алексея Кнедляковского, состоит в том, чтобы учредить в
стране абсолютно независимую премию, лауреатами которой могли бы стать
художники, ушедшие далеко влево от любых институций, денежных
источников, государственных или частных, и от арт-сообщества. «Сигнал»
должен стать альтернативой частной Премии Кандинского, которая, по
мнению организаторов, варится в соку арт-тусовки, и «Инновации», которая
сосет денежную лапу Минкульта.
Одно из главных отличий «Сигнала» от вышеупомянутых премий состоит в
том, что стать номинантом может абсолютно любой художник. Для этого ему
не нужны рекомендации арт-критиков, кураторов или искусствоведов.
Достаточно единственного, реализованного в 2012 году проекта, который и
нужно представить организаторам. Номинировать себя на премию может как
сам художник, так и любой другой человек, в том числе не имеющий к
современному искусству никакого отношения. Таким образом,
предполагается, что на первом этапе конкурса любое влияние
арт-сообщества пресекается на корню.
[7 апреля 2011 года участники группы Война были названы победителями
конкурса государственной премии "Инновация" в номинации "Произведение
визуального искусства" за акцию "
ХУЙ в ПЛЕНу у ФСБ" (2010). В тот момент, активисты группы Олег Воротников и Леонид Николаев находились под следствием за другую акцию - "
Дворцовый переворот".
Вручение государственной премии группе Война вызвало широкий резонанс и
дискуссию как о допустимости подобного награждения, так и о границах
современного искусства. Позже приз, составивший 400 тысяч рублей, был
перечислен Войной межрегиональной правозащитной организации "Агора" - на
помощь гражданским активистам и политзаключенным.]
Другое важное отличие - в деньгах. Премиальный фонд «Сигнала» состоит из
пожертвований самих же номинантов. То есть одного реализованного
проекта для участия все-таки недостаточно, нужны еще 2000 рублей. Их
может заплатить кто угодно: сам художник, его друзья и родственники,
номинировавший его человек и т.д. Но стать номинантом премии, не сделав
взноса, невозможно. Алексей Кнедляковский также уточнил, что никаких
дополнительных пожертвований организаторы «Сигнала» принимать не будут: «Мы
ведь могли сразу пойти по пути формирования фонда из пожертвований
разных лиц: написать в ЖЖ и собирать деньги со всех подряд. Но это
выглядело бы, как обращение художников за помощью вовне и признание
своей несамостоятельности». Кроме того, отсутствие спонсоров и
частных жертвователей обеспечивает абсолютную прозрачность призового
фонда, который исчисляется по простейшей формуле: «количество
номинантов», умноженное на 2000 рублей. «Уже не будет возникать никаких лишних вопросов с растрачиванием пожертвованных денег, все будет прозрачно и точно»,
- считает Денис Мустафин. Ну и самое важное - такая схема обеспечивает
независимость от любых институций, частных или государственных.
На втором этапе к работе подключается экспертное жюри: им предстоит
выбрать из множества номинантов тех, кто войдет в шорт-лист премии. В
жюри входят специалисты не только в области искусства, но еще музыки и
кино - такие, как, например, Сэм Клебанов, президент кинопрокатной
компании «Кино без границ» (это они привозили в Россию «Олдбоя»,
документальную «Свалку», «Вальс с Баширом», а сейчас благодаря их
усилиям в прокате картина про Ай Вэйвея) и музыкальный критик Артемий
Троицкий. Среди специалистов по современному искусству нет ни одного
художника - таков принцип организаторов. Сомнение в этом смысле мог бы
вызвать только Олег Кулик, но, как пояснил Денис Мустафин, его включили в
экспертный совет, так как в последнее время он мало занимается
художественными практиками: «Сейчас его воспринимают скорее как куратора».
То, что остальные не художники, сомнений нет: Ирина Кулик, Евгений
Митта, Александра Обухова, Алексей Сосна, Дарья Камышникова.
Однако единственного победителя будут выбирать путем голосования уже не
они, а сами художники из общего числа номинантов. Получается, что
обладатель главного приза будет определен фактически по гамбургскому
счету - сами художники выберут лучшего из лучших.
С этой точки зрения, «Сигнал» похож на
премию «Соратник»,
в которой денежного приза нет (первоначально он был и составлял
символическую сумму в 101 доллар). 101 художник из наиболее активных в
текущем году имеют право проголосовать за трех своих коллег. По итогам
голосования и выбирается победитель. Главный приз этой премии хоть и не
денежный, зато очень важный - признание коллег. Фактически ту же цель
ставят перед собой создатели премии «Сигнал».
[Первым победителем в главной номинации Премии Кандинского "Художник года" (2007) стал
Анатолий Осмоловский. На следующий год художник, как и многие другие, протестовал против награждения
Алексея Беляева-Гинтовта,
ставшего лауреатом в той же самой номинации, которая, правда, была
переименована в "Проект года". После медийного скандала в фонде
"Артхроника", учредившем премию, решили больше не рисковать. Далее
основной приз получали "проверенные" художники, которые не вызывали
слишком много вопросов:
Вадим Захаров,
Александр Бродский,
Юрий Альберт. На фото: работа Анатолия Осмоловского "Франция" из серии "
Изделия" (2006).]
Но главное и выигрышное отличие «Сигнала» состоит как раз в том, что
принять участие в конкурсе могут совсем неизвестные художники, которые
по каким-то причинам не попали в поле зрения критиков и кураторов.
Организаторы делают ставку на новые имена и региональных художников,
которые чаще всего остаются незамеченными.
Второй плюс - денежное вознаграждение. Конечно, вряд ли оно будет
исчисляться в десятках тысяч долларов, но все же. Тем более, денежный
вклад самого художника или его близких показывает, что они
заинтересованы в развитии российского современного искусства. Кроме
того, Алексей Кнедляковский заметил, что «художник, который сделал
взнос в общий котел, будет бережнее относится к своему голосу и
внимательнее подойдет к вопросу голосования за победителя». А это, согласитесь, тоже немаловажно.
Если говорить о «Сигнале» шире - не только как о премии, но еще и как о
явлении в мире современного русского искусства, то это, в первую
очередь, попытка ее учредителей доказать, что художник может быть
независимым, а художественное сообщество может самоорганизовываться и
поддерживать друг друга. В такой ситуации победитель будет чувствовать
ответственность перед коллегами, которые за него проголосовали. И, в
этом контексте, «Сигнал» видится не как премия за заслуги, после
получения которой можно немного расслабиться, а как толчок к действию, к
новым проектам, которые станут своеобразным подтверждением того, что
премию дали не зря.
Инициатива, безусловно, прекрасна. Но как ни крути, вопрос все равно
упирается в деньги. Так, организаторы обещают провести выставку
номинантов, но деньги на нее будут брать не из общего призового котла, а
из неких других источников. Откуда именно, они сами пока не могут
сказать.
Второй вопрос - участники. Наряду с молодыми и перспективными, на
которых и делают ставку учредители премии, в конкурсе - теоретически -
могут принимать участие и профессионалы, матерые и прославившиеся. Вот
возьмет кто-нибудь, да и выдвинет АЕС+Ф на соискание премии «Сигнал» -
глупо, смешно, ведь АЕСы не нуждаются в таких историях, но при такой
системе выдвижения кандидатов и выборе победителей вполне себе возможно,
что они получат приз. И если АЕС+Ф в этой ситуации выглядит совсем уж
фантасмагорично, то Pussy Riot - в самый раз. Арт-сообщество их уже
признало, и никаких вопросов здесь уже не должно возникнуть. Даже
вышеупомянутая премия «Соратник» ушла именно к ним. Конечно, им нужны
деньги - но не создавать же ради них целую премию!
Кроме того важен и размер премии, который позволит ответить на вопрос:
готовы ли художники друг друга поддерживать и помогать? Но решится он
только весной (конец апреля - май), когда впервые состоится вручение
премии «Сигнал». Пока претендентов на ее получение нет, но дело в
банальной недоработке - электронные кошельки еще не работают.
[В 1996 году шотландский художник Дуглас Гордон
получил Премию Тернераза видеоинсталляцию "Исповеди грешника в свое оправдание" (1995). Он
стал первым из работающих в данном медиа, кто удостоился этой премии: до
него несколько видеохудожников боролись за награду, но так и не смогли
совершить победный прорыв за пределы списка номинантов. В случае Гордона
талант наложился на удачный контекст: к середине 90-х видео
заинтересовало владельцев галерей и коллекционеров, накопился массив
теоретических текстов, посвященных видеоарту и сделавших его признанным
направлением в искусстве, а технологические новшества и цифровая
революция способствовали популяризации видео. Фото: Courtesy of EYE Film
Instituut]
Алексей Кнедляковский, организатор премии:
Идея премии витала в воздухе. Мы посчитали, что художники в состоянии
не просто наградить сами себя, но привлечь к участию в этом процессе
экспертов, а также собрать некий премиальный фонд. Мне кажется, что
значимость такой награды будет намного выше и весомее, поскольку тебя не
просто выбрали, за тебя еще и проголосовали своими деньгами. Но и
ответственность повышается, потому что твои коллеги поверили в тебя, а
это значит, что они ждут от тебя новых работ.
Если же смотреть на будущие результаты с другой стороны, то победителями
будут так же и художники, вошедшие в шорт-лист премии. Первенство им
доверят эксперты. И тут уже каждый выбирает, что для него важнее: мнение
экспертов или мнение коллег по цеху.
Обычные люди могут номинировать любую работу любого художника, сделав
взнос и дав ему (номинанту) тем самым право голоса. Единственное
условие: работа должна быть сделана в 2012 году. Спонсоров пока не
искали, и я вообще не знаю, есть ли в этом смысл. Ведь главная цель
премии, как я ее вижу, это попытка самоорганизации снизу. Это важнее
спонсоров и частных пожертвований. Поэтому я не очень понимаю, зачем
кому-то жертвовать деньги просто так, когда можно внести взнос за того, у
кого нет денег, и кого ты считаешь достойным участия?
Я, наверное, хотел бы показать и самим художникам и тем, кто
интересуется искусством, что художники способны самоорганизовываться,
поддерживая друг друга. Нет в стране премий, не зависящих от конъюнктуры
и влияния денег, так мы сами сделаем такую премию. И позовем экспертов,
практикующих именно в искусстве, а не в его продажах.
Денис Мустафин, организатор премии:
Мы с Алексеем Кнедляковским считаем, что наше время знаковое, и без
сигналов обойтись нельзя. Премии, которые сейчас есть, существуют внутри
арт-сообщества, в котором все варятся в собственном соку и не выходят
за его границы. В экспертный совет нашей премии мы привлекли людей из
других сфер - музыки и кино. Принять участие согласились Сэм Клебанов и
Артемий Троицкий - знаковые люди, каждый в своей области. Мы бы хотели
видеть среди наших экспертов еще и Сергея Лобана, но пока не удалось.
[В 2011 году главную премию PinchukArtCentre, которую учредил
увлеченный искусством украинский магнат Виктор Пинчук, получил художник
Никита Кадан, не скрывающий своих левых взглядов. Это событие вызвало
бурное, долго не утихавшее обсуждение в украинском арт-сообществе.
Поскольку еще задолго до объявления победителя было ясно, что нечто
подобное должно случиться, Aroundart попросил тогда Николая Ридного,
который также попал в список номинантов и мог оказаться в аналогичном
положении,
высказаться по ситуации. Фото:
Фонд Виктора Пинчука © 2011, фотограф: Сергей Ильин]
Артемий Троицкий, член экспертного жюри премии:
Мне написал Алексей Кнедляковский, и мне так понравилась его фамилия,
что я согласился войти в экспертный совет. Я вообще люблю современное
искусство, когда-то даже был в жюри
Премии им. Курехина.
Так что если какие-то работы номинантов «Сигнала» мне очень понравятся,
то я не просто за них проголосую, но, может быть, и куплю. Я же
коллекционирую немного - у меня есть работы Пепперштейна, Виноградова и
Дубоссарского, Влада Монро, Коли Копейкина. Но вообще мои взгляды нельзя
назвать совсем уж современными: я предпочитаю живопись и скульптуру, в
видеоарте и инсталляциях ничего не понимаю. А вообще, мои герои
нынешнего года - это Pussy Riot.
Людмила Аношенкова, художник:
Я считаю, что премий должно быть больше, нужно какое-то развитие и
бурление. Когда я впервые увидела информацию о премии, то это прямо
считалось как альтернатива Премии Кандинского, как реакция на исключение
Pussy Riot из списка ее номинантов. Тем более, что по поводу этой
премии у многих возникают сомнения, у меня в том числе. Я была на
выставке номинантов Премии Кандинского, и половина видео работала
некорректно или не работали совсем. Где-то звук выключили, а где-то
свет. Было грустное впечатление от экспозиции. И в целом, «Кандинский»
похож не на премию, а на ширму, что премия у нас есть.
Что касается «Сигнала», то из анонса премии понятно, что учредители - за
активистское и политическое искусство. Соответственно, я уже могу
представить список номинантов за этот год, и, безусловно, главный приз
нужно отдать Pussy Riot. У меня не было работ, достойных в контексте
премии «Сигнал». Соответственно, в моем случае участие абсолютно
бессмысленно. Единственное - да, я могу пожертвовать хорошим ребятам
2000 рублей.
Материал подготовила Елена Ищенко
http://aroundart.ru/SIGNAL-PREMIY