Вдогонку ко
вчерашнему посту про Теслу, которая может видеть мёртвых :-))))
Компания Waymo, разработчик технологии автопилотов на основе лидара, которая занималась «Гугломобилем», заявила, что называть автомобили «self-driving» ("самоуправляемым вождением") - это введение в заблуждение, которое может стоить жизни. Теперь Waymo заявляет, что они больше не будут называть свою автономную технологию «self-driving» и критикуют тех, кто употребляет этот термин. Новое название «autonomous driving».
Гугломобиль
Waymo также поменяла название своей рекламной кампании, которую они проводят с «Let's talk self driving» на «Let's talk autonomous driving». Для меня, конечно, английский не родной, но я большой разницы в этих терминах не замечаю.
В 2010-х беспилотные автомобили стали популярной тенденцией. Не в последнюю очередь после того, как Tesla начала продавать свой автопилот. В 2015 году Илон Маск обещал, что уже в 2018 году Tesla будет иметь полностью беспилотные автомобили. Но этого не произошло.
В 2014 году SAE International запустила пятиуровневую шкалу для описания технологии, где нулевой уровень состоит из автомобилей, полностью лишенных этих систем, в то время как автомобили пятого уровня могут управлять собой «везде и в любых условиях».
Уровни безспилотности автомобилей
Однако большинство компаний предпочитают использовать свои собственные имена вместо уровней SAE. Тесла - один из самых известных компаний, но даже Volvo игнорирует терминологию и уровни. Они называют свою технологию «вождением без присмотра» («unsupervised autonomous driving»). Поэтому часто очень трудно понять, какому уровню соответствует та или иная система.
Уровень 3
Autopilot в Tesla и Super Cruise в General Motors, которые могут ускоряться, тормозить и рулить во многих (но не во всех) обстоятельствах, могут, безусловно, дать ощущения как от автопилота. Но есть причина, по которой GM и (обычно) Tesla очень осторожны в том, чтобы не описывать их как полностью автономные системы в их нынешних формах: при использовании обеих, водитель должен быть готов взять управление на себя практически мгновенно.
Это критическое различие. Если системе даже на короткий период требуется участие человека, то система не должна описываться как автопилот. Вместо этого правильно называть ее расширенной системой поддержки водителя (ADAS, advanced driver-assist system). То есть, они являются системами уровня 3.
Это очень важно, потому что ожидания от данной системы могут повлиять на то, насколько безопасно ее использование на практике. Модель Tesla S, оснащенная ранней версией Автопилота, участвовала в аварии со смертельным исходом в мае 2016 года, когда система автомобиля не смогла распознать трейлер, пересекающий дорогу, и водитель, судя по всему, не вмешался и не нажал педаль тормоза. Нечто похожее произошло и на МКАДе в 2019 году с Тесла Модель 3:
Click to view
Уровень 4 и 5
Машин уровня 5 в данный момент не существует. Эти машины должны ездить по любым местам и при любых условиях полностью самостоятельно. То есть там, где может проехать квалифицированный водитель, и при условиях, с которыми может справиться квалифицированный водитель. И до этого ещё далеко, потому что такие системы должны уметь ездить в Осло, Москве, Мумбае и по джунглям также хорошо, как и любой местный водитель. Пока это научная фантастика.
Машина с автопилотом от Яндекса с обвесами
Ну а что же уровень 4? Фактически, автопилоты этого уровня уже здесь. Уже упомянутая компания Waymo развернула сеть транспортных средств Уровня 4 в пилотном сервисе нелицензированных такси (типа Uber или Lyft) в Чандлере, штат Аризона. Яндексовский автопилот также имеет уровень 4 в данный момент: беспилотники Яндекса успешно катаются по Москве, Тель-Авиву и Лас-Вегасу, но в других местах их надо «учить».
А вы доверили бы везти ваших детей системе 5-го уровня беспилотности?
Вчерашний пост про «духов», которые видит радар Теслы.
Вот здесь ещё один пост про сравнение различных
автопилотов.