900 км на электромобиле или “range anxiety” (часть вторая)

Sep 25, 2020 12:54


Это вторая часть моего рассказа про путешествие на электромобиле Ниссан Лиф из окрестностей Осло в маленький городок Мои на восточном побережье Норвегии (в 120 км от Ставангера). В этой части я расскажу, как я ехал через горы обратно в Осло. Первая часть моего рассказа с множеством фотографий зарядных станций вот здесь https://sigmund-rod.livejournal.com/2691.html.

Когда нужно было ехать домой, 22 августа, то мне показалось, что будет очень скучно возвращаться по той же дороге, по которой я приехал. Поэтому я решил проехать через горы. В теории, маршрут короче прибрежного, но в горах дороги очень медленные, очень часто скорость ограничена 60 км/ч. Из-за этого ABRP предсказывал более долгую поездку, что-то около восьми часов против семи по побережью. Скажу сразу, всё прошло хорошо и мне не пришлось голосовать на дороге с закончившейся батарей. Вот маршрут моего движения:



Маршрут движения домой



Выехал я из деревеньки Ейк, что недалеко от Мои и поехал по козьим тропам (ну или почти) в сторону более хорошей дороги.



Типичный норвежский вид

Маршрут был проложен как и в первый раз от одной зарядной станции к другой. Что хорошо, норвеги уже развернули несколько зарядных сетей, так что зарядные станции даже в горах встречаются довольно часто. В этот раз на моём пути были зарядные станции фирм BKK и Fortum.



Зарядная станция Фортум. Как обычно, 50 кВт, три стандарта Chademo, CSS и переменного тока 22 кВт (Type 2)

В этот раз я был несколько смелее, стал сильно доверять ABRP и поэтому уже не боялся так остаться без батареи. ABRP, о котором я рассказал подробно в первой части, очень точно предсказывал мой расход и я чувствовал себя уверенней. Единственной проблемой в первые 3-4 часа пути был сильный дождь, который здорово уменьшил мою дальность хода и вообще было противно ехать. Да и не так красиво. Температура была в районе 13-14 градусов, что сильно влияло на потребление в сторону увеличения.  Таким образом, под дождём я доехал до второй заправки в деревушке Валле и заправился там до максимума (80%), потому что мне предстояло забраться в горы выше 1000 метров над уровнем моря.



Наверху в горах начинается тундра, всё довольно угрюмо. Ну и дождь шёл тоже

Забирался я по очень узкой дороге с редкими расширениями. Хотя встречные машины были довольно редки, иногда мне приходилось пользоваться этими расширениями для того, чтобы разъехаться с ними. Вот так выглядит эта дорога под дождём:



Узкая дорога и тундра. Порядка 1000 метров над уровнем моря

Ещё там часто встречались стада баранов, пасущиеся прямо на дороге. Пару раз меня спасли хорошая реакция и тормоза. Бараны просто стоят на дороге, жуют, и не собираются никуда уходить. Приходилось объезжать. Температура сильно упала, до 8-9 градусов.

Время от времени встречались вот такие скопления домов:



Hytte в старом стиле

Домики эти называются hytte (хитте или хютте, в русском языке нет звука, обозначаемого норвежской буквой «y»). Это типа как наши дачи, в них норвежцы живут в выходные, отпуска и т д. Они могут быть как отапливаемые, так и нет, с электричеством и водой или без них. Некоторые из домиков очень аскетичные и дешёвые, другие - огромные дорогие виллы со всеми удобствами. Вот эти на фотографии - в старом норвежском стиле с земляной крышей, на которой растёт трава. На этой фотографии ещё можно много таких видеть, в далеке на заднем плане:



По дороге проехал вот такую каркасную церковь, или ставкирку. Такой вид церкви был основным в первое время после принятия крестьянства, и с XI по XVI века в Норвегии было построено около 1700 таких церквей. Сейчас их осталось всего несколько десятков. Некоторые из них очень красивые и большие, некоторые попроще, как вот эта. Конкретно эта, Айдборг ставкирка, построена в 13 веке, но позже перестраивалась.



Айдборг Ставкирка (Eidborg Stavkirke)

После этой церкви доехал до деревни Сельёрд с самым низким зарядом аккамулятора за всё путешествие, 12%.



Панель интструментов

По дороге встречаются места с такими чудесными вещами:



Ежевика

Уже ближе к вечеру, доехал до зоны где не было дождя. После спуска с гор дождь кончился и температура здорово поднялась, до 18-20 градусов. Это, и тот факт, что общая тенденция была на спуск, здорово уменьшили потребление. Поэтому 3-й и 4-й перегоны были длиннее, по 110-111 км.

По дороге проехал мимо ставкирки в Хеддале (Heddal Stavkirke). Это самая большая из сохранившихся каркасных церквей. Она была построена в начале XIII века и при строительстве использовалась высококачественная древесина, так что сейчас здание церкви всё ещё содержит около трети оригинальной древесины. Снаружи церковь покрыта дёгтем, который регулярно обновляется.



Heddal stavkirke

В конце концов приехал домой к 10 вечера с 20% батареи, и в общем проехал 406 км за 8 часов. В отличие от поездки в Мои, когда температура воздуха была 24-27 градусов и я останавливался 5 раз, на обратном пути температура была довольно низкая и я останавливался всего 4 раза. Всё это привело к тому, что температура батареи была значительно ниже «опасной», 41 градус.

Так что, даже если у вас и нет Теслы, вы вполне можете путешествовать на электромобиле. Но, видимо, надо менять Лиф. Слишком много геморроя с ним.

nissan leaf, #электромобиль, Электромобиль, Норвегия, tesla, Транспорт, Тесла

Previous post Next post
Up