Не знаю, в курсе вы или нет, но современные аккумуляторы для электромобилей используют кроме лития ещё много разных материалов. Конкретная номенклатура и количество зависят от типа аккумуляторов. Традиционные типы NMC и NCA кроме лития ещё используют дорогие металлы кобальт и никель, в то время как более новые дешёвые аккумуляторы LFP их не используют.
Тут вся индустрия электромобилей перепугалась, что невозможность использования российского никеля серьёзно ударит по рынку электромобилей. Европейская федерация транспорта и окружающей среды (Transport and Environment)
сделала небольшое теоретическое исследование и пришла к выводу, что материалов на рынке вполне достаточно, чтобы произвести все требующиеся батареи и даже больше.
Европейцы считают, что количества материала и производственных площадей хватит для производства 14 млн электромобилей в 2023 году. В то же время считается, что спрос на электромобили будет ближе к 9 млн. Больше вопросов возникает про цены. Сейчас цены на литий и никель подскочили, но исследователи уверены, что положение устаканится к следующему году. В доказательство они приводят график цен на поликристаллический кремний, используемый в солнечных батареях:
После начального прыжка цен, цены на него быстро стабилизировались.
Тем не менее в исследовании жалуются что «даже если в краткосрочной перспективе будет доступно достаточное количество лития и никеля, это не означает, что европейские компании могут легко их купить. Горнодобывающие компании после многих лет низкой доходности не захотят слишком быстро увеличивать объемы металла на рынке и предпочтут продавать меньше металла по высоким ценам. Быстро растущие продажи электромобилей в Китае и США также означают, что Европа конкурирует за обеспечение достаточных объемов для своего рынка. Китай и его компании участвуют в гонке за глобальные активы по добыче лития и расширяют производство аккумуляторов в стране и за рубежом. Правительство США прибегло к Закону об оборонном производстве, чтобы увеличить внутренние поставки важнейших металлов».
Специалисты говорят, что, «вместо того чтобы заменять газ и нефть, Европа должна использовать свои дипломатические мускулы, чтобы обеспечить доступ к металлам для зеленой энергетической независимости. Торговые отношения и дипломатию следует немедленно использовать для получения лития из богатой ресурсами Австралии (где есть свободные мощности) и Южной Америки, а также никеля из таких стран, как Индонезия и Канада».
Ну и так далее, и тому подобное. Похоже, что цены на европейские электромобили поползут вверх :-(( Ну или война кончится и всё останется как было.
Документ вот тут. Этот блог об электромобилях и о Норвегии. Подписывайтесь!