3 мая 2013 года. Вильнюс. В центре города есть маленький особняк. Его временный владелец - Гиви Таргамадзе. Еще восемь месяцев назад это имя в нашей стране не считалось широко известным. За пределами политических кругов Таргамадзе "прославился" осенью 2012-го, когда россиянам было представлено видео, на котором лидеры отечественной несистемной оппозиции планируют силовой переворот в минской конспиративной квартире грузинского политика.
Константин Лебедев, один из главных фигурантов "болотного дела", один из первых, получивших по нему реальный срок, один из участников нашумевшей встречи в Минске, объясняет, как встретились российские левые и Гиви Таргамадзе.
Гиви едва закончил встречу, но с кем, неизвестно. Он весел и бодр, смотрит футбольный матч, ест бананы и пьет "Боржоми". Политтехнолог и вдохновитель "оранжевых" революций встречается с журналистами телеканала "Россия 1" так, словно ничего и не произошло. Таргамадзе обвиняется в координировании и финансировании противоправных действий на Болотной. Кроме того, есть подозрение, что он действовал по заказу и в интересах третьей стороны.
"Я российской оппозиции сочувствую", - говорит Гиви. А дальше - "не был, не видел, не знаком".
"Я не знаком, к сожалению, и с той частью российской оппозиции, от знакомства с которой я бы не отказался", - сказал Таргамадзе.
Константин Лебедев не скрывает, что деньги у грузинских политиков брали, потому что других источников финансирования просто не было. Вот и "ели" с руки грузинской - деньги не пахнут.
Встреча с Гиви состоялась в ночь на 3 мая, за пару дней до новых митингов на Болотной, в особнячке в центре Вильнюса. Нас не оставляло ощущение того, что Таргамадзе перед интервью с кем-то встречался, тем более что именно в эти дни в Вильнюсе проходил съезд оппозиционных сил России, Белоруссии и Литвы. И вот мы покидаем особнячок, где проходила съемка, и видим знакомые лица.
Депутат Госдумы Илья Пономарев - тот, что получил 750 тысяч долларов за курс из двух лекций общей продолжительностью 29 минут, а теперь должен эти деньги вернуть. Может, он приехал просить взаймы? Владимир Рыжков - ныне оппозиционер, сопредседатель "ПАРНАСа". Леонид Гозман - в прошлом - активист "Союза правых сил" и "Правого дела", в настоящем - советник генерального директора компании "Роснано". Владимир Милов - бывший замминистра энергетики в кабинете Михаила Касьянова.
- Не помешаем? Неожиданно вас здесь видеть. Что делаете?
- Гуляем.
- Отдыхаете?
- Отдыхаем. Хороший город.
- Решили просто приехать на майские?
- Да. А вы какими судьбами?
- Да мы тоже случайно. Встретили Гиви Таргамадзе.
- Правда что ли?
- Да, вас это удивляет?
- Я с ним вообще не знаком, - утверждает Гозман.
Недалеко от Ратушной площади Гиви Таргамадзе снял квартиру для "переговоров". И раньше, и сейчас, подобные встречи российских оппозиционеров и грузинских "демократизаторов", судя по всему, проходили с завидной регулярностью.
Еще одна неожиданная встреча - на борту рейса на Москву. В первом ряду бизнес-класса - Борис Немцов. Борис Ефимович согласился поведать, что он думает о руке Гиви в "болотном деле", правда, перед этим неоднократно заявил, что самое главное, скорее всего, вырежут.
Немцов изо всех сил убеждает, что Таргамадзе - это политический пшик, ноль без палочки. Немцов отстраняется от него как может.
"Только в России-матушке личность Таргамадзе превращена в какого-то монстра - великого, могучего, всесильного, плетущего заговор против нашей огромной страны и готовящего государственный переворот. Это все абсолютное вранье", - заявил Немцов.
В России Гиви Таргамадзе по-прежнему имеет статус обвиняемого, объявленного в международный розыск. Сейчас он находится на родине, в Тбилиси, и вот уже две недели может свободно передвигаться по миру. Интерпол не знает, как квалифицировать его действия с точки зрения уголовного права. У правоохранительных органов Грузии и прочих стран СНГ претензий к Таргамадзе пока нет.
отсюда