О ракетной мифологии

Nov 12, 2012 19:09



МИФ 1. «Мы приняли на вооружение новую ракету «Синева-2» для ПЛ проекта 667БДРМ. Это прекрасная ракета, которая по тактико-техническим характеристикам является самым современным оружием с разделяющей головной частью. Жидкостная ракета чем хороша? Ее можно заполнить топливом, можно не заполнять. А твердотопливная сразу полностью готова к пуску. Но она требует к себе очень аккуратного отношения, то есть влажность, температура и другие параметры должны быть жестко выдержаны по отношению к этой ракете в то время, когда она хранится на берегу...».



Р-27 - баллистическая ракета комплекса Д-5, размещаемого на подводных



Баллистические ракеты Р-27, Р-27У и Р-27К (сверху вниз)
Комментарий. Все морские жидкостные баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) начиная с ракеты Р-27 (комплекс Д5), принятой на вооружение в 1968 году, заправляются топливом на заводе-изготовителе, после чего заправочные горловины баков ракеты завариваются. Это процедура называется ампулизацией.
И в таком ампулизированном виде ракеты хранятся, транспортируются и загружаются в шахты подводных лодок, где и находятся в состоянии постоянной готовности к старту. Так что приписывать свойство «готовности к пуску» только твердотопливной ракете, по меньшей мере, некорректно.
Что касается параметров хранения ракеты (влажность, температура и другие параметры), то они должны выдерживаться по отношению и к жидкостным, и твердотопливным ракетам, и не только когда они хранятся на берегу, но и во время их нахождения в шахтах ПЛ.



Шахта для баллистической ракеты подводных лодок Р-29РМ (РСМ-54)


МИФ 2. «Что делало ГРЦ им. Макеева? Той ракеты, которую они проектировали, уже нет. Нет технологической оснастки, нет интеллектуального потенциала. Мы не можем сейчас убить все то, что сделано по «Булаве» и снова обратиться к разработкам ГРЦ пятнадцати-двадцатилетней давности. Это утопия. Альтернативы «Булаве» нет. …В лице Соломонова мы имели набор оптимальных качеств. Это фигура, фактически равная Королеву».



Ракета Р-29РМ (РСМ-54) на транспортном агрегате
Комментарий. Те ракеты, которые были спроектированы в ГРЦ им. академика В.П.Макеева (Р-29РМ и модернизированный вариант Р-29РМУ2 - «Синева») существуют, серийно изготавливаются и находятся на боевом дежурстве.
«Синева» была принята на вооружение в 2007 году, поэтому заявление о «пятнадцати-двадцатилетней давности» как-то не вяжется со здравым смыслом. Как и утверждение об отсутствии «технологической оснастки», без которой трудно представить серийное производство.



В ракету ГРЦ Р-29ПМ заложен большой «интеллектуальный потенциал» (варианты ракеты)
Что же касается утверждения автора об отсутствии «интеллектуального потенциала», то оно, по крайней мере, оскорбительно для коллективов ГРЦ и смежных организаций, создавших все стратегические ракетные комплексы морского базирования, находившиеся ранее и находящиеся в настоящее время на вооружении.
Кстати, недавно успешно завершены летные испытания новейшей ракеты «Лайнер», разработанной в ГРЦ им. академика В.П.Макеева.



Первый вариант РДТТ 1-й ступени БРПЛ (так называемый кокон, который является опорной конструкцией всей ракеты)
МИФ 3. «Так вот, корпус "Булавы" - это, извините, не железяка, а многослойная конструкция, намотанная из особо прочных специальных нитей. Это так называемый кокон, который является опорной конструкцией всей "Булавы". Он не подвержен воздействию лазерного луча. То есть можно греть сколько угодно нить и корпус, за счет уникальных физических свойств она просто не поддается воздействию, потому что выдерживает температуру в несколько тысяч градусов».

Комментарий. Корпуса наших первых жидкостных ракет были стальными, том числе и первая БРПЛ надводного старта Р-11ФМ (главный конструктор С.П.Королев). Все последующие жидкостные БРПЛ разрабатывались и разрабатываются в КБМ (ГРЦ им. академика В.П.Макеева), где для корпусов (баков) ракет используются алюминиево-магниевые сплавы, которые обладают высокой прочностью, малым удельным весом, непроницаемы для компонентов топлива и выдерживают температуру до 500-600°C, что более чем достаточно для жидкостных ракет, топливо которых находится в баках при температуре окружающей среды.
Для защиты ракеты от поражающих факторов на внешнюю оболочку наносится соответствующее защитное покрытие. Давление в ампулизированных баках ракеты немного колеблется за счет перепадов температуры и повышается на несколько атмосфер только при наддуве баков перед стартом для подачи топлива в камеру сгорания двигателя ракеты и прохождения подводного участка. В твердотопливной ракете все наоборот.
Твердое топливо сгорает непосредственно в корпусе двигателя, при этом температура горения достигает 3500°C . Естественно, что такую температуру не выдержит никакая сталь, поэтому на американских твердотопливных ракетах «Минитмен II» и «Минитмен III», корпуса первой ступени которых изготавливались из стали, а второй ступени из титана, устанавливалась внутренняя теплозащита.
По мере разработки новых твердотопливных двигателей, внутри корпусов которых давление может достигать 100 атмосфер, стало очевидным, что стальные корпуса становятся недопустимо тяжелыми, и американцы перешли на полимерные композиционные материалы, в результате чего за счет снижения веса корпусов двигателей прирост дальности стрельбы для межконтинентальных ракет составил более 30%.
Но «кокон» из композиционных материалов не герметичен, а при температуре 450°C композиционные материалы начинают разлагаться. Поэтому до заполнения «кокона» топливом на его внутреннюю поверхность наносится герметизирующее покрытие, а затем устанавливается толстый слой теплозащиты. Снаружи на «кокон» для защиты его от лазера также должно наноситься теплозащитное покрытие.



МБР «Булава» способна нести 6 гиперзвуковых ядерных блоков индивидуального наведения.
МИФ 4. «Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 гиперзвуковых ядерных блоков индивидуального наведения. Общий забрасываемый вес 1150 кг. С ядерными боеголовками «Булавы» тоже не все просто. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На «Булаве» же применили принцип «виноградной грозди». Машина сможет индивидуально «развозить» боеголовки сразу по нескольким целям. Зная точность попадания комплекса Тополь-М в цель («Булаву» создает то же КБ, что и Тополь-М - Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у «Булавы» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия».

Комментарий. Все стратегические ракеты с разделяющейся головной частью (РГЧ) и наши, и иностранные работают по одной схеме. Последняя ступень ракеты (боевая ступень), оснащенная системой управления, двигателями и другими необходимыми системами, после отделения от последней маршевой ступени производит поочередное перемещение боевых блоков, каждого в заданную полетным заданием плоскость стрельбы и, придав ему необходимую скорость полета, отпускает блок в самостоятельный полет до цели по баллистической траектории. Это и есть «развоз» блоков по нескольким индивидуальным целям.
Эту схему обычно называют «автобусом». «Рассыпание блоков над целью», «виноградные грозди» и прочее это все это бессмысленно. Зная точность попадания сухопутного комплекса Тополь-М в цель ничего нельзя сказать о точности стрельбы морской ракеты, потому что координаты точки старта наземной ракеты заведомо известны с высочайшей точностью, а морская ракета стартует по существу «с заблудившейся в океане подводной лодки».



На морских МБР после старта осуществляется уточнение своих координат с помощью установленной на ракете системы астронавигации (по звездам) и приемного устройства космической навигационной системы «Глонасс»
Это конечно, образное преувеличение, но точность навигационного комплекса подводной лодки, вполне достаточная для штурмана корабля, чтобы не заблудиться в океане, совершенно неприемлема для обеспечения необходимой точности стрельбы стартующей ракеты.
Поэтому на морских стратегических ракетах после старта осуществляется уточнение своих координат с помощью установленной на ракете системы астронавигации (по звездам) и приемного устройства космической навигационной системы «Глонасс», что обеспечивает точность стрельбы ракеты морского базирования, соизмеримой с точностью стрельбы ракеты наземного базирования.



Остатки качающегося стенда, который действительно существовал на полигоне Капустин Яр
МИФ 5. «…испытания на наземном стенде морского полигона в Нёноксе в свое время имели главной задачей отработать старт БРПЛ именно в условиях отклонений пускового устройства, поэтому стенд был качающимся».

Комментарий. В Нёноксе нет и никогда не было качающегося стенда. Качающийся стенд действительно существовал, но совсем на другом, очень удаленном от Нёноксы полигоне - на полигоне Капустин Яр.



В период с 1982-84 годов было произведено 6 запусков аппаратов «БОР-4» с помощью легкой двухступенчатой РН «Космос-3М» (К65М-РБ5)
МИФ 6. «Ракета («Булава») может нести несколько гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения, способных менять траекторию полета по высоте и курсу, и поражать цели в радиусе до 8 тыс. км. Старт ракеты - наклонный, это позволяет АПЛ производить пуск ракеты в движении под водой».

Комментарий. Маневрирующий блок индивидуального наведения это такой блок, который после отделения от последней ступени ракеты самостоятельно изменяет траекторию своего полета, что затрудняет его перехват системами ПРО.
На таком блоке должны быть установлены: двигатели с необходимым запасом топлива, органы управления, система управления и наведения на цель. По существу, такие блоки это маленькие ракеты. Подобные блоки разрабатывались и в США, и в СССР.
В США широкие исследования по созданию маневрирующих боеголовок (программы ACE, AMARV, BGRV), завершились на этапе экспериментальных летных испытаний - дальше дело не пошло.



Космический аппарат «БОР-4» на ракете-носителе К65М-Р «Космос-3M»
 В СССР в КБМ подобный блок был разработан для морских баллистических ракет. После конструкторских работ, теоретических и экспериментальных исследований, в 80-е годы была проведена в три этапа летная отработка управляемых блоков на ракете-носителе К65М-Р, всего 28 пусков, в процессе которых была подтверждена работоспособность и высокая точность стрельбы.



Боевое оснащене для МБР Р-36М2 (забрасываемый вес 8,8 т, 10 боевых блоков) создано в КБ «Южное»
 Однако в связи с тем, что массово-габаритные характеристики управляемого блока были существенно выше аналогичных характеристик традиционного неуправляемого блока, управляемый блок не был принят на вооружение. Большие работы по созданию управляемых боевых блоков для МБР Р-36М2 (забрасываемый вес 8,8 т, 10 боевых блоков) были проведены в КБ «Южное», однако на вооружение они не были приняты по аналогичной причине.
В НПО машиностроения проводилась отработка управляемых боевых блоков для МБР УР100УТТХ (забрасываемый вес 4,35 т, 6 боевых блоков), но на вооружение эта ракета была принята с 6-ю обычными неуправляемыми блоками.
Поведенные исследования показали, что для прорыва систем противоракетной обороны наиболее эффективно, проще, надежнее и дешевле устанавливать на стратегические ракеты обычные неуправляемые боевые блоки индивидуального наведения на цель и комплекс средств преодоления противоракетной обороны (КСППО), что и делалось.



Отработка боевого оснащения для МБР УР100УТТХ (забрасываемый вес 4,35 т, 6 боевых блоков)
Разговоры об установке на ракете «Булава» с забрасываемым весом 1,15 т маневрирующих блоков звучат не очень убедительно, да и об их летной отработке что-то пока ничего не слышно. Что касается наклонных шахт, то это просто бред. Авторы видимо насмотрелись картинок из журналов, где «Булава» выходит из воды по наклонной траектории, что действительно имеет место, только не поняли, что она, стартуя из вертикально установленной шахты, наклоняется под воздействием набегающего потока воды, потому что лодка все время нахождения под водой движется.
Приписывать «Булаве» некий приоритет по подводному старту с движущейся подводной лодки просто нелепо. Дело в том, что, что все баллистические ракеты всегда стартовали из-под воды с движущейся подводной лодки. Все до единой, начиная с первой советской ракеты с подводным стартом С-4.7 (ОКБ-10 НИИ-88, главный конструктор Е.В. Чарнко), которая 10 сентября 1960 г. успешно стартовала с подводной лодки "Б-67" проекта ПВ-611 (ЦКБ-16, главный конструктор Н.Н. Исанин) с глубины 30 метров при скорости лодки в 3,2 узла, но дальнейшие работы по этой ракете были прекращены из-за малой дальности стрельбы.
В дальнейшем все ракеты с подводным стартом, принятые на вооружение, разрабатывались в КБМ, и все они, начиная с бросковых макетов ракеты, стартовали с движущейся под водой подводной лодки. И дело здесь не в самой ракете, а в том, что подводная лодка в неподвижном состоянии может находиться только в двух случаях: когда она находится на поверхности, или когда она лежит под водой на грунте.



Старт МБР из движущейся АПЛ
В принципе она сможет зависнуть в подводном положении, но при старте ракет, когда из нее стартует многотонная ракета, а потом после старта внутрь шахты хлынет вода, лодка получит сильный импульс и не сможет удержаться на стартовой глубине, особенно при залповой стрельбе. Поэтому, подводная лодка перед стартом и в процессе стрельбы ракетами всегда движется, выдерживая заданную глубину с помощью рулей глубины.
Корабелы всегда заинтересованы в том, что бы скорость была побольше, что увеличивает эффективность рулей, а ракетчики всегда за то, чтобы скорость была поменьше, что бы уменьшить воздействие набегающего потока воды на стартующую ракету при ее выходе из шахты. Компромисс всегда находился в диапазоне 3-4 узлов, но, что бы при такой скорости старт был безопасен для ракеты и корабля, в КБМ были разработаны специальные системы, уменьшающие воздействие набегающего потока на стартующую ракету.
Поэтому ракеты КБМ выходят из воды вертикально, а ракета «Булава» - наклонно, видимо, такие её системы малоэффективны или вообще отсутствуют.



Подводная лодка - носитель БРПЛ, созданных по ОКР "Лайнер" - ПЛАРБ К-114 "Тула" пр.667БДРМ
МИФ 7. «Синева» - отличная ракета. Она вобрала в себя и плюсы предшественницы Р 29РМ, и что-то с несостоявшегося «Барка» и ряд новых технологий, например двигатели. Она недавно установила мировой рекорд дальности в классе - 11 547 км. Но ракеты с жидкостными двигателями разгоняются медленнее, чем твердотопливные. Они более уязвимы на начальном участке для ПРО…Правда, забрасываемый вес у них выше, но для современных компактных боевых блоков и комплекса средств преодоления ПРО это не так важно. У «Булавы» в плане средств преодоления ПРО преимуществ намного больше. За счет новых боевых маневрирующих блоков и за счет возможностей самой ракеты. Кроме того, твердотопливные ракеты способны стартовать по тревоге прямо от пирсов, увеличивая потенциал ответно-встречного удара. А вот с жидкостными в этом смысле есть ряд проблем. На практике может и не получиться.

Комментарий. В тактико-технических требования к морским ракетам никогда не ставилось требование по сокращению активного участка, поскольку эти ракеты при старте находятся в бескрайних морских просторах, где никакой ПРО нет.
Короткий активный участок необходим для завершения разведения боеголовок под защитой атмосферного слоя от воздействия, например, лазерами космической системы ПРО противника.
Но поскольку орбиты космических аппаратов формируются не по приказам Пентагона, а по законам небесной механики, то для того, что бы космический аппарат в нужный момент оказался в районе стартующей ракеты, необходимо развернуть в космосе сотни аппаратов с большим боезапасом, поскольку возможна залповая стрельба.
А это выходит за рамки реальных возможностей любого государства. Что касается забрасываемого веса, то после одностороннего выхода США из Договора по ПРО 1972 года, повышение забрасываемого веса становится важнейшей задачей разработчика.



Старт ракеты с подводной лодки. Ракета морского базирования "Лайнер"
Поэтому одна новая жидкостная ракета «Лайнер» способна доставить на межконтинентальную дальность такой комплект боеголовок и средств КСППО, для доставки которого требуется две ракеты «Булава».
Поэтому следует хорошо подумать, прежде чем утверждать, что «это не так важно». Разумеется, твердотопливные ракеты способны стартовать по тревоге прямо от пирсов, увеличивая потенциал ответно-встречного удара, тем более, что жидкостные ракеты уже давно и неоднократно демонстрировали такую свою способность, и никаких проблем при этом не возникало, потому что это обычный старт с надводного положении ПЛ.



АПЛ - "Юрий Долгорукий" (проект 955)
МИФ 8. «Головной корабль - "Юрий Долгорукий" (проект 955) войдет в строй уже в следующем (2007) году. К этому моменту завершатся испытания, и будет принят на вооружение новейший ракетный комплекс морского базирования "Булава". Лодка 955 проекта, по словам военных, сможет стрелять прямо из-под толщи арктического льда, взламывая его своим корпусом или специальным зарядом, как это делали наши самые большие и мощные АПЛ 941 проекта типа "Тайфун"», до самого последнего момента не раскрывая своего местоположения. В этом году на вооружение Ракетных войск стратегического назначения поступит и мобильный вариант ракетного комплекса "Тополь-М". Восьмиосный тягач с ракетой не нуждается в дорогах. Прямо из бокса он может уйти на бескрайние просторы России и произвести пуск ракеты из любой точки своего "путешествия". Эксперты знают, что искать "Тополь-М" в бескрайних лесах и болотах дело бесполезное. Даже обнаружив комплекс со спутника, наводить на него ракеты или авиацию бесполезно - уйдет. Так что, даже имея многократно превосходящую нашу спутниковую систему раннего предупреждения о ракетном нападении, Вашингтон "проспит" этот пуск».

Комментарий. Существует два способа пуска ракет с ПЛ в арктических широтах. Первый это старт из надводного положения, для чего ПЛ всплывает, взламывая лед, после чего осуществляется обычный пуск ракеты, что приемлемо и для «Булавы».



Ракета Р-39 включает трехступенчатый носитель на твердом топливе, амортизационную ракетно-стартовую систему (АРСС) и разделяющуюся головную часть (РГЧ).

Второй это старт из ПЛ, находящейся в подводном положении, для чего на ракете Р-39 (ПЛ проекта 941), была установлена амортизационная ракетно-стартовая система (АРСС), которая выполняла несколько функций, в том числе функцию преодоления льда при старте с подводного положения ПЛ.
После выхода из воды эта многотонная конструкция сбрасывалась с ракеты. Дальнейшее развитие эта система получила на ракете Р-39УТТХ («Барк»), но работы по этой ракете были прекращены указом Президента Ельцина на этапе летных испытаний. АРСС это уникальная система, которой нет ни на каких других ракетах, в том числе и на «Булаве».
Искать «Тополь-М» в бескрайних болотах дело, действительно, бесполезное. Тут автор прав - в болоте «Тополь-М» действительно уйдет … на дно болота и, даже обнаружив комплекс со спутника, наводить на него, утонувшего в болоте, ракеты или авиацию не будут, поскольку это бессмысленно.
Что же касается бескрайних лесов, то следует заметить, что по лесам, между деревьев «Тополь-М» гулять не может. Восьмиосный тягач с ракетой очень даже нуждается в дорогах, а когда он движется по грунтовой дороге или по бездорожью, то за ним остается очень рельефная колея, особенно в непогоду, которая прекрасно просматривается из космоса.

источник

это интересно, армия, Россия

Previous post Next post
Up