Feb 17, 2022 01:17
Дочитала "Утопию-Авеню", прямо даже жалко немного - жалко расставаться с героями, жалко, что эта книга закончилась. Реально уже не помню, когда я последний раз читала книгу каждый день - ну, точнее, каждый вечер, а днем предвкушала очередной кусочек истории.
До этого я у Дэвида Митчелла читала только Облачный атлас, он был крут, но скорее со стороны - я оценила изящную композицию, то, как хитро сюжетные линии переплетены, как язык у него меняется в каждом временном сегменте (читать было в оригинале сложно, но интересно очень). Утопия-авеню - совсем другая. Это книга, которая конкретно зацепила меня эмоционально, причем с самых первых строчек. Такое ощущение, что я всегда хотела ее прочитать, только не знала, чего именно хочу ) Ну, не то чтобы всегда, но лет с шестнадцати, с тех пор как упала в битломанию. Хотя в том возрасте я бы по-настоящему не смогла ее оценить, поэтому - все к лучшему )
В центре сюжета - вымышленная британская рок-группа, собравшаяся благодаря классному менеджеру из трех парней и одной девушки в 67-м году в Лондоне. Описывается два года их жизни, путь к успеху - впечатляющему, но не совсем уж фантастическому (битлов они в итоге не переплюнули)). Ну, и, конечно, все, что им встречается на этом пути.
Настолько понравилось вообще все, что критиковать и не хочется. Ну, понимаю, что при желании в книге можно найти всякие недостатки - какие-то сюжетные линии, возможно, слегка провисают. Левон слишком явно вдохновлен Брайаном Эпштейном, но такое впечатление, что Митчелл хотел для подобного персонажа более счастливой судьбы, и это выглядит немножко как фиксит ) Истории Эльф и Луизы не хватило каких-то деталек, которые были в описании ее мимолетных отношений с веселым шотландцем. Мистика в последних главах с ПОВ Джаспера в реалистичном во всех остальных аспектах романе была прямо вот внезапна-внезапна. Нет, я понимаю, что люди, привычные к творчеству Митчелла, наверное, чего-то такого и ожидали - и все-таки, начинала-то я читать книгу безо всяких фантастических элементов )
Но, блин, все это такие мелочи на фоне того, что я совершенно влюбилась в атмосферу, во всех героев, особенно Эльф и Джаспера, во все эти их встречи с реальными персонажами - такие классные яркие камео у всех получились: у Боуи, Коэна, Джоплин, Леннона и всех остальных. Шестидесятые в книге кипят и бурлят, электризуют, заряжают своей энергией. Любовь к музыке, восхищение ею - это прямо очень круто у него получилось передать. И такое впечатление, что сама побывала на описанных им концертах, хотя ведь песен Утопии-Авеню на самом деле не существует (а так хочется, чтобы были, чтобы можно было крутить эти их три альбома, вспоминая обстоятельства, связанные с написанием каждой песни)). Хотя... может, и лучше, что не существует. А то вдруг бы мне не понравилась музыка? А так ничто не мешает воображать, что она непременно очень крутая, цепляющая, самая-самая.
Очень понравилась композиция - с одной стороны, линейная, с другой - элегантно подвязанная под альбомы и песни на них: каждая глава - собственно, описывает события и чувства персонажей, на фоне которых они пишут очередную песню. Очень порадовало, что, хотя в группе было три творца - и, соответственно, повествование ведется попеременно от лица их троих, в зависимости от того, чья песня, но автор нашел лазейки и для ударника с менеджером, дал каждому из них по одной главе. В итоге ночной трип Левона по лондонским клубам в компании Фрэнсиса Бэкона (Митчелл явно решил ни в чем себе не отказывать)) - это вообще получилось феерично и незабываемо )
Отдельно понравилось то, с какой любовью он описывает группу именно как группу - взаимодействие между ее членами, как они все лучше друг друга узнают, друг к другу проникаются, начинают влиять на творчество друг друга. Как Джаспер, поначалу по большей части пытающийся скрыть свою, как он сам выражается, "эмоциональную дислексию", в конце напрямую требует от Дина, чтобы тот ему объяснил, что стоит за словами Мекки - это ирония? ложь? шутка? Ну, и вообще, при том что Джаспер - абсолютно такая вещь в себе, видно, что он очень к товарищам по группе привязывается - и они к нему тоже. Динамика у Эльф и Дина очень крутая получилась. У них разный совсем бэкграунд, но во всех диалогах, во всех взаимодействиях здорово показано, как они все лучше друг друга понимают и все больше любят - без романтически-эротического подтекста, такая чистая агапэ, очень сильно.
Одна из любимых шуток - Гриффовская 'Maybe he's stuck in a colmplicated situation'. Интересно, как переводчица с ней справилась )
музыка,
книги