"СПОРНЫЕ"

Jan 18, 2010 01:29

 часть 4

Шамкорецоц Сурб Аствацацин  или  Кармир Аветаран


     

Я продолжаю свой рассказ о т.н."спорных" церквах Тбилиси. Для тех, кто не читал и кто хочет разобраться в этом сложном вопросе, прошу заглянуть ко мне в ЖЖ по этой ссылке http://sigaretka7.livejournal.com/1591.html
Тут http://sigaretka7.livejournal.com/971.html я рассказывала о "спорной" Мугнинской церкви, которая обвалилась совершенно недавно. Здесь же http://sigaretka7.livejournal.com/3312.html можно прочитать о еще одной из этого списка "спорных" ,церкви Сурб Ншан, а видео о том, что за кошмар происходит в этой церкви сегодня смотрите тут http://sigaretka7.livejournal.com/12709.html
Так же о проблеме  принятия официального статуса,  юридических и правовых нюансах читайте отчет сделанный бывшим народным защитником Грузии Созаром Субари в парламенте Грузии http://sigaretka7.livejournal.com/1982.html  

Церковь Шамкорецоц Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы Шамкорцев), носит также второе название Кармир Аветаран (Пурпурное Евангелие). Находится церковь на Шамхорской улице в районе Гаре Авлабари старого Тбилиси, недалеко от действующей армянской церкви Нор Эчмиадзин и, так же недалеко от еще одной т.н."спорной " церкви Сурб Минас. В церкви хранились ценные реликвии, в частности, мощи святого Карапета. Кармир Аветаран являлась самой высокой(выше 40м.) церковью Тбилиси, пока 13 апреля 1989 года в 20 часов 10 минут церковь не обрушилась.


  
  
  

Уцелела лишь восточная(алтарная) стена и фрагменты западного и северного фасадов.

Государственные органы и пресса поспешили заверить, что причиной обрушения послужило произошедшее накануне землетрясение силой в 4 балла. Но... не кажется ли странным то обстоятельство, что храм почему-то обрушился не в день землетрясения, а на следующий , вызывает подозрение и то, что жильцов соседних домов за день предупреждали о том, что церковь может рухнуть, а свидетели обвала утверждают, что перед самым обрушением отчетливо слышали звук взрыва. Так же следует учесть и то, что наши предки строили церкви навека, и находящиеся в намного более аварийном состоянии такие церкви в Тбилиси как Сурб Ншан и Мугни выдержали эти 4 балла, а вот Кармир Аветарану так не повезло.К слову, фрагменты взорванной церкви были настолько прочны, что практически не поддавались измельчению. Как можно говорить о "четырехбальной причине" разрушения , когда мы все имеем пример храмов Армении, в частности в Спитаке. Экспертиза по установлению причин обвала церкви так и не была проведена- -пусть это останется на совести тех, кто постарался быстренько умолчать и прикрыть это дело. Так вот наш город потерял один из своих величественнейших храмов...


   

После обрушения Кармир Аветарана некоторые детали наружного оформления храма были вынесены из-под руин стараниями простых представителей армянской общины Тбилиси. Сейчас эти великолепнейшие барельефы находятся во дворе действующей армянской церкви Сурб Геворг, что на Красильной улице(Мейдан). Но многое бесследно исчезло, и в том числе огромный купольный крест. 

   
  
  
  

Историю построения церкви вы можете прочитать тут   http://restavratsia.hayastan.com/shamkhorecoc.html  

Я же просто упомяну о том, что происходило с Кармир Аветараном после закрытия его в 1937 году. Сразу же, по "непонятным" причинам, с крыши была сорвана жестяная кровля. Само же здание церкви решили использовать в качестве хлебопекарни, потом переделали в спортивный зал, затем в библиотеку, книжный склад, склад стройматериалов, и, наконец, храм стал мастерской художников и скульпторов. Такая же или очень похожая судьба была у большинства церковных строений в период стремительного шага безбожников к "светлому будущему". Закрытым и оскверненным церквам в сравнении с уничтоженными храмами, можно сказать, что повезло, они хоть продолжали стоять, а у верующих в душе теплилась хоть какая-то надежда о их возвращении законным владельцам, т.е. церкви и пастве. Рухнул коммунистический режим, из массового атеизма мы перешли в массовую религиозность. Но, действительно ли мы уверовали в Бога, или только играем фарс? 
Неужели искренне верующие могут продолжать не впускать других верующих в их храмы, неужели могут закрывать глаза и затыкать уши на неоднократные просьбы и требования своих же граждан о скорейшем решении вопросов неспорной "спорности" церквей и о юридическом статусе официальных христианских конфессий? Неужели искренне верующие могут со спокойной совестью наблюдать ( и при этом молчать) за обвалом одной церкви за другой, за тем, как в доме Божьем устраиваются притоны для наркоманов и проституток, за тем как храм становится отхожим местом не только для бездомных собак, но и для двуногих животных. Разве это похоже на реакцию истинно верующих христиан? Да и христиан давайте оставим в стороне, разве это по-людски, разве это не вандализм, когда твой же город лишается древних архитектурных шедевров о которых могли бы помечтать многие страны, а история некоторых стран намного моложе этих церквей!

   
  
  

НЕСКОЛЬКО ЦИТАТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

Принятие закона «О религии» входит в обязательства Грузии перед Советом Европы, обсуждение закона в парламенте затягивается многие годы. В результате сооружения других конфессий не имеют юридического статуса, в отличие от Грузинской Православной церкви, которая, согласно конкордату, имеет этот статус.«Это не только вопрос армянской общины, та же проблема у евреев, мусульман и католиков.. Мы устали повторять в разных инстанциях, что есть другие нации, и в условиях непринятия Грузией закона о религии и юридического непризнания статуса других общин, нельзя говорить о демократичности в Грузии», - сказал священник церкви Сурб Геворг о. Нарек Кущян.

К той же теме обращен доклад Государственного департамента США о религиозной свободе в мире в 2009 году. В докладе приводится следующее: «Спор о правовом статусе создает трудности, связанные с получением финансирования для реконструкции церквей религиозных меньшинств в Грузии».

После недавнего обвала "спорной" церкви Мугни, заместитель председателя оппозиционной фракции Христиан-Демократы Николоз Лалиашвили сказал, что это «пример слабохребетности грузинской демократии, и что главное определить статус доминант-церкви и принять закон о религии, который даст юридический статус всем конфессиям, в том числе и армянской церкви."

Отмечу также, что в ходе однодневного визита премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна в Тбилиси была достигнута договоренность о создании комиссии, которая должна разрешить ситуацию вокруг т.н."спорных" церквей, а президент Грузии Михаил Саакашвили пообещал взять вопрос под свой личный контроль.

P.S. По данным Агентства охраны и реставрации памятников Министерства культуры Грузии, за последние пять лет было реабилитировано 300 памятников культуры в рамках мониторинга, проведенного экспертами, но, ни одна из списка "спорных" церквей , в том числе и вскоре обвалившаяся Мугни не были включены в число приоритетных памятников. «Все памятники в стране поэтапно восстанавливаются, но в начале те, которые находятся в плохом состоянии. Если церковь (имеется в виду Мугни-прим.мое) не была включена в эту программу, значит не считали ее состояние таким угрожающим, что она может на днях разрушится», - сказала «Новости-Армения» менеджер по общественным связям Агентства охраны и реставрации памятников Министерства культуры Грузии Натия Мурачашвили. От себя же добавлю, что интересно было бы узнать, каковы критерии приорететности и каково должно быть состояние храма, чтоб попасть в этот список?

Тут http://sigaretka7.livejournal.com/14304.html?mode=reply вы можете посмотреть приложение к сказанному - видео (отрывок из фильма Егише Геворкяна "Камни Предков"), в котором художник и один из лучших макетчиков Грузии Хачатур Камсарович Геворкян рассказывает о церкви Кармир Аветаран.

Тбилиси, церкви, Кармир Аветаран, история, боль, "спорные"

Previous post Next post
Up