Аплодисменты

Feb 10, 2012 01:46




История аплодисментов

В древнем Риме был обряд, который заключался в том, что провинившихся перед императором приводили к его дворцу, на определенную площадку, где они имели возможность попробовать искупить свою вину. Для этого, при появлении императора они должны были начать бить себя в ладоши (одной об другую). Эта процедура могла длиться достаточно долго, вплоть до четверти и даже половины часа, и была очень болезненна. Удары были настолько сильные, что руки разбивались в кровь и не заживали неделями. После окончания замаливания император решал простить ли своих подопечных. Императору  настолько нравилась эта процедура, что он предложил популяризировать её. А чтобы публика, выражающая овации, не разбивала руки в кровь, как провинившиеся подопечные, было придумано лёгкое похлопывание.

Вот так-то, дорогие друзья. Хотя это всё, конечно же, неправда. Эту историю я просто выдумал, но к ней мы ещё вернёмся. А правда в том, что совсем недавно я задумался:  откуда вообще взялась эта странная традиция хлопать в ладоши. Это же чистой воды самоистязание. Почему именно так на протяжении многих веков выражают одобрение увиденному или услышанному. Кому пришла эта странная идея бить одной ладонью по другой в благодарность? В первую очередь, я начал читать википедию.

Там я не нашел ответа, но узнал много любопытного. Например, что аплодисменты придумали в Риме. Вообще, я думаю, что всё то немногое, чего не успели придумать греки, -  придумали римляне. Они придумали это не просто, а даже как профессию (наёмные хлопальщики). Некоторые римляне просто сходили с ума от аплодисментов. Например, император Нерон, который так их любил, что даже казнил одного оратора, поскольку тот отказался ему хлопать. Позже хлопальщиков переименовали. Дело было уже во Франции. Их называли клакёрами (от фр. claque, буквально «легкое хлопанье в ладоши»), рыцарями люстры (сидели в театрах на балконах) и даже римлянами (сами понимаете, история). Я, пожалуй, просто скопирую один любопытный фрагмент из статьи.

В 1901 году, в одной из миланских газет было опубликовано письмо Фёдора Шаляпина, которому предстояло выступать в театре Ла Скала «Ко мне в дом явился какой-то шеф клаки, - писал Шаляпин, - и предлагал купить аплодисменты. Я аплодисментов никогда не покупал, да это и не в наших нравах. Я привёз публике своё художественное создание и хочу её, только её свободного приговора: хорошо это или дурно. Мне говорят, что клака - это обычай страны. Этому обычаю я подчиняться не желаю. На мой взгляд, это какой-то разбой».

Там же, в википедии, я прочитал очень интересный и странный рассказ про аплодисменты и Белоруссию. Цитировать его не берусь, но очень рекомендую ознакомиться. ссылка

...................................................................................................................................

Всё это, конечно, интересно, но не то, что я хотел выяснить. Это отвечало на вопрос как давно, откуда, но не почему. Поэтому, продолжив искать, я всё-таки нашел некий ответ на свой вопрос.

http://vorum.ru/questions/8367/answers/16622

Если в двух словах, то там говорится, что рукоплескания - это не язык общения с актёрами, а язык общения с богами. Рукоплескали всегда только богам, а потом так вышло, что все немного перепуталось.

Цитата из статьи: Иудея также знала рукоплескания, но, опять же, не театральные, а сакральные - рукоплескали только Богу: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости...» (Псалтирь 46, 2).

Если вам стало интересно, думаю,  стоит перейти по ссылке и прочитать заметку целиком.

...................................................................................................................................

В любом случае, лично меня эта история не сильно впечатлила.
Вот я и решил придумать свою. Вы её уже прочли в самом начале статьи.
А какая история понравилась бы вам? Ваш вариант... 

p.s.

Previous post Next post
Up