Ведем ожесточенную дискуссию с мужем

Oct 30, 2020 09:55

Он говорит: "Наш мелкий - гуманитарий, математика и иже с нею ему не дается!"
Я прямо осела от его заявления. У меня в доме завелся идеологический вредитель!

Сколько я вдалбливаю, что нет никаких этих разделений на "физиков" и "лириков", есть интеллектуальные способности, есть возможности и условия, и есть простая человеческая лень. Все.


Интеллект, условно говоря, состоит из мышления, памяти и внимания. Если одна из этих составляющих "хромает", то овладевать любым предметом будет сложнее. Человеку с хорошей памятью, который не хочет прилагать усилий по развитию логики, естественно, проще пойти по пути наименьшего сопротивления - в "гуманитарии" и сыпать заимствованными мыслями из чужих источников, не напрягая свои серые клетки. Вторая проблема: Если нет усидчивости, то будь хоть семи пядей во лбу, ни хорошие мыслительные навыки не придут, и даже цепкая память не поможет. Детям часто ставят "синдром дефицита внимания", даже лечат их литием, но ученые говорят, что причины этих расстройств во многом связаны с неправильным питанием. Проводили даже экперимент, когда школьники получали на завтрак хлопья, основной компонент которых - сахар, и полезную пищу, что-то вроде овсянки с яблоком или апельсином. Дети под "сахарным кайфом" не могли сконцентрироваться на уроках, у них была гиперактивность, отсутствие интереса, а потом, когда их отпускало, наступала вялость и апатия. Не до учебы.
Я не хочу сказать, конечно, что все дело в еде, есть и органические нарушения, но они в отличие от частых нарушений базовых правил ежедневного режима, более редки и действительно требуют медикаментозных вмешательств.

В-третьих, многие жалуются на память, но при этом забывают, что память имеет "накопительный эффект": чем меньше знаешь, тем сложнее запомнить новую информацию, и соответственно, чем больше накопил знаний, тем проще схватывается новый материал. Замкнутый порочный круг, ошибка эволюции. Механизм вроде как обусловлен мыслительной экономией, чтобы не тратить ресурсы мозга. Отсюда же у нас все клише и стереотипы, с одной стороны, удобно и быстро: приложил шаблон, "если оно выглядит как утка, ходит как утка, крякает, как утка, то это утка", с другой, да, мы начинаем слишком опираться на предыдущий жизненный опыт, не всегда положительный (или отрицательный, кому как повезет). Короче, память это и благо, и проклятие. Она позволяет нам не изобретать каждый день велосипед, но и мешает уйти с проторенных дорог. Поэтому новые нейронные дорожки протаптывать надо самим. Изучение иностранных языков тут - первое дело. Доказано, что постоянные тренировки обеспечивает долгую молодость мозга, если кровоснабжение становится хуже в одних отделах мозга, то их функцию перехватывают на себя другие бороздки (вы же помните, чем больше напрягать мозг, тем складчатее его кора- как раз для обеспечения хорошего притока кислорода, которого мозг тратит больше, чем любые мышцы в вашем теле).

Даже если один из компонентов интеллекта не очень, то это вовсе не повод ставить на себе крест. Эволюция, мать наша, она хитрая и придумала компенсационные механизмы. Память, например, можно поддерживать мнемоникой и логическим запоминанием, мышление и логику развивать математикой и программированием, внимание - медитацией в спокойной обстановке. Тут мы подходим к еще одной важной составляющей: есть ли условия для развития. Я помню, в детстве в младших классах делала домашнее задание на подоконнике в школе. Дома было тупо негде. Крохотная комната в общежитии с кроватями, сооруженными из ящиков из-под патронов (не шучу), стол был только на общей кухне, где постоянно кто-то что-то готовил. Ну или в коридоре можно было на полу осесть, если только. Это меня до определенного момента не смущало. Но потом школьный материал стал усложняться, и его больше нельзя было решить за пять минут на коленке. Поэтому мои оценки стали ухудшаться. Не будешь же объяснять учителям, что мне даже негде разложить учебники и тетради. Но мои родители всегда винили меня в моих академических неуспехах. Относительных, конечно. Например, в 8 классе я сурово заболела двусторонним воспалением легких на два месяца, но мне хватило три дня, чтобы более-менее разобраться в пропущенном материале, хотя до конца года я еще долго страдала головокружениями и меня рвало от кашля. Потом у меня началась гипотония с головными болями, когда голову как будто сдавливают обручем все сильнее и сильнее, потом сильнейшие носовые кровотечения, когда не помогала тампонада, в общем, все прелести роста. Оглядываясь назад, понимаю, что я была каким-то "неправильным" ребенком с точки зрения моих родителей, которые меня не лечили и просто выжидали, сдюжу я или нет. Пневмонию мою тогдашнюю запустить только потому не удалось, что ее рентгенолог видел и сразу отрядил меня самостоятельно к терапевту, а та прописала уколы. Хорошо, что я уже была в достаточно сознательном возрасте, чтобы понимать необходимость лечения. А так-то я и после сотрясений дома валялась без сознания при обоих живых родителях, и ребро у меня откуда-то сломанное и неправильно сросшееся, никто не может сказать, как это произошло, и перфорированная нелеченным отитом перепонка уха, о которой мне мама сказала вот только недавно, и бронхиты постоянные. Про зубного, к которому меня никогда не водили, даже когда у меня во рту живого места в детстве не было, я вообще молчу. Отсюда мое чувство вины по отношению к моим детям, я вспоминаю, каково мне было и я не могу их оставить. И одна тоже не потяну...
Но это я отвлеклась. Я про то, что нужны условия детям, чтобы правильно развиваться. Лучше всего, конечно, родительская любовь, тогда и отсутствие условий не так заметно. Вот когда все вместе отсутствует, это уже страшно.

И - тадам! - возможности. Это сколько вы сами готовы и можете дать своим детям (или себе). Есть ли время, деньги, место, чтобы подпитывать вашу мотивацию. Потому что мотивация может быть огромна, но если нет возможности, то все это бесполезно. Скорее всего, она уйдет до лучших времен, то есть превратится в "спящую" и вернется только тогда, когда появятся возможности. У нас в семье возможностей - одним местом жуй. Мама - лингвист, папа - физтех. Мама свою ношу покорно тянет. Вот с папой детям не повезло. Почему-то русские мужчины искренне считают, что дети раз уж родились, то пусть хотя бы не мешают им, русским мужчинам, дальше жить. Все что он предпринимает с детьми - да хоть в шахматы поиграть - это из-под палки, ну то есть когда я уже из себя выйду. Математикой он с дочерью занимался (прошли за 4 месяца 2 школьных года) тоже после того, как я выступлю цыганочкой с выходом. Сыну что-то объяснить, помочь? Было весной, объяснил сопротивление и напряжение тока, у меня этот день отмечен в дневнике занятий (в школе заставили на удаленке вести). И хватит, хорошенького помаленьку.

Во мне говорит сейчас обида. Что бы я вышла за безграмотного ванька, что вышла за международное светило, - результат один. Муж же после моих слов обижается и говорит, что я нагнетаю, что он ничего не может поделать с детьми, потому что пока человеку неинтересно чем-то заняться, то заставлять его бесполезно. Тут же отрицая, что ему неинтересно заниматься детьми и заставлять его бесполезно.
А я только жду, пока дети вырастут. Уж чем вырастут, тем вырастут. Я что могу, делаю. То, что я могу - это, увы, гуманитарное, то есть вот и получается, что чем богата. Каждый день себя кляну, что погубила детям будущее...

bitching, образование, дети

Previous post Next post
Up