Сегодня, дети, я расскажу вам про Пиаже, ассимиляцию, аккомодацию и ментальную эквилибристику.
Как мы знаем, все рождаются с примитивным набором каких-то умений: плакать, сосать, фокусировать взгляд. Из этих трех схемат посредством постоянных упражнений у ребенка появляются все новые и новые, следить глазами, хватать, улыбаться, агукать, и т.д. и т.п. Каждое умение в результате упражнений привносит все новые умения, которые ребенок ассимилирует, то есть овладевает ими и использует под свои нужды. Но ребенку трудно прогнуть под себя мир, иногда надо прогнуться под него самому. Это называется "аккомодация", или по-простому, приспособление. Например, шел, ударился об угол, заревел - в следующий раз обошел этот угол, в послеследующий - уже любой угол, а не только тот, который ударился. Это аккомодация в сочетании с ассимиляцией : усвоенное знание позволило приспособиться к острым окружающим углам и действительности.
Все идет ровно и гладко, но тут возникло необъяснимое! Мама включила телефизор и перед глазами ребенка замелькали волшебные картинки! Как объяснить появление картинок в ящике маленькому ребенку, который до этого видел и картинки, и ящики, но по отдельности? Пока никак. Ребенок тоже пока никак не объясняет себе это "волшебство", мал пока. Есть и есть.
Но вот наш ребенок вступает в возраст вопросов и начинает искать объяснения всему. Хорошо, если мама и папа вполне начитанные (и терпеливые) люди, готовые рассказать, почему деревья качаются, почему дождь падает с неба, а не наоборот, откуда, в конце концов, в телевизоре картинки и т.д. Тут картина мира ребенка начинает меняться еще быстрее, ребенок вообще каждый день живет как в мозаике, ррраз - и полностью другая картинка, поэтому в детстве все казалось таким ярким, необычным и интересным. Потому что каждое новое знание изменяет и дополняет уже имеющиеся схематы. То есть, ребенок подбирает кусочек паззла, вставляет его, и картинка, которая раньше вроде бы вырисовывалась, меняется полностью. И так всю жизнь! Потому что мы учимся всю жизнь. С возрастом правда, чтобы не отказываться от удобной и привычной картины мира, мы ленимся вставлять в нее новые кусочки. Это называется "косность".
Вдруг наш гипотетический ребенок натыкается на что-то, что сам понять не в состоянии, а взрослые слишком глупы или ленивы, чтобы помочь ему. Что делает ребенок? Да, он начинает объяснять явление доступными ему способами. Ну вот как "ветер от того, что деревья качаются". Тоже ведь объяснение, хоть и неверное. В отсутствие реальных правдивых объяснений, попав в состояние интеллектуального неравновесия (это касается и взрослых, все, что мы не понимаем, приводит нас в состояние интеллектуального "перекоса") ребенок прибегает к ментальной эквилибристике. Ментальная эквилибристика помогает ему вернуть подобие интеллектуального равновесия, но это всего лишь подобие, как хромому человеку дали костыль и он подумал, что снова здоров. Это не так. Все моменты ментальной эквилибристики - это всего лишь "подпорка", которая позволяет нам думать, что мы все поняли. Это глубочайшее заблуждение и самообман, которым живут порой целые народы! Ментальная эквилибристика опасна тем, что она искажает всю предыдущую схемату, и чем чаще к ней прибегают, тем кривее зеркало, тем извращеннее представление о реальности.
Это был краткий пересказ теории Пиаже.
А теперь, дети, объясните мне связь ментальной эквилибристики и религии, получите "пять" :)
Мне вообще-то все равно, кто в чем ищет утешения: кто в религии, кто в алкоголе, кто в семье. Я вот в языках :)
Религия это виральная идея, что-то вроде мема. Увидел, понравилось, скопировал. Это также что-то вроде статуса вконтакте: христианин, знак, который многим обо многом скажет. Еще хоть одна точка общности. Для многих это важно, потому что иначе им не испытать чувство принадлежности, а это важное чувство, потому что человек все свои 2 млн лет развития был животным общественным с настоятельной потребностью быть частью целого, хоть какого-нибудь, делать как все, идти туда, куда все идут (от этого зависело выживание, не хухры мухрв) и пока прогресс эту потребность не изжил.