Не особо принципиально, но все же, коротко об утверждениях о том, что режим Асада в Сирии якобы фашистский.
Классическое коммунистическое определение фашизма данное Георгием Димитровым и ставшее основным в советской историографии звучит так:
«Фашизм - это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм - это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм - это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике - это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов.»
В целом, я с этим определением согласен и оно более точно передает содержание фашизма, нежели скажем определяния данные Муссолини в "Доктрине фашизма". Изучение истории фашистских движений в Европе в первой половине XX века и развития теории нео-фашизма в конце XX-начале XXI века фактически лишь подтверждали правоту Димитрова.
Применяя эту формулу к Сирии, мы прекрасно видим, что режим Асада в нее очевидно не вписывается, так как финансовый капитал Сирии весьма слаб (в международном отношении так и вовсе ничтожен), а ключевые рычаги влияния сосредоточены не в руках финансовых воротил, а у военной верхушки во главе с Асадом, местный бизнес полностью финансово и политически зависим от Асада и военной верхушки. В этом отношении, и с учетом того факта, что в Сирии продолжительное время действовал режим чрезвычайного положения (всего 48 лет), можно смело говорить о том, что в Сирии мы имеем вариацию типичной военной диктатуры, которая является базисом существующего режима, где политической надстройкой является Асад и его окружение. Тоже самое было и в Египте при Мубараке. Власть армии - это военная диктатура.
Военная диктатура - форма правления, в которой всей властью обладают военные, как правило, захватившие власть в результате государственного переворота.
Можно лишь напомнить, что и папа Башара Асада и те, кого Хафез Асад свергал - приходили к власти путем военного переворота.
Экономическая суть власти армии, так же крайне далека от определения фашизма. При определенном желании можно попытаться натянуть определение фашизма на подавление Асадом недовольных в годы действия режима чрезвычайной ситуации, но тут возникает проблема - как отличить подавление недовольства при военной диктатуре от подавления недовольства при фашистском режиме. Даже здесь, это весьма спорный момент. Во внешней же политики, Сирия очевидно не занимается культивированием зоологической ненависти, занимая даже по отношению к Израилю, более взвешенную позицию, нежели Иран или скажем нежели Израиль по отношению к арабским соседям.
В целом, по большинству из признаков фашизма, данное определение к Сирии не применимо, засим можно констатировать, что попытки представить режим Асада фашистским. носят пропагандистский характер, где слово фашизм является обычным жупелом из серии "внезапный Гитлер". На деле в Сирии действует вполне себе типичная вариация военной диктатуры, с местными особенностями, связанными с этническим составом населения и его религиозными предпочтениями.
При этом желающие сами смогут примерить формулу Димитрова на оппонентов режима Асада, вот там совпадений будет куда как больше.
Зачем вообще об этом говорить? Затем, что надо правильно описывать вещи, о которых рассуждаешь и называть их своими именами.
PS. На заглавной фотографии - Георгий Димитров и товарищ Сталин, 1936 год.