Познавательно

Oct 03, 2012 00:02

Оригинал взят у 4broken_hear в Выгоднее нанимать русские бригады рабочих

На сегодняшний день рынок труда в России переполнен предложениями услуг выходцев из азиатских и закавказских республик СНГ. Считается, что их труд обходится нанимателям значительно дешевле.

А о традиционном «азиатском трудолюбии» уже сложены целые легенды. Этим темам посвящено интервью с представителями строительного бизнеса: Хакаю Александром Владимировичем и Беликовым Сергеем Владимировичем.

- Каковы на Ваш взгляд причины популярности найма иммигрантов, их конкурентные преимущества в глазах работодателей?

Александр Хакаю: Прежде всего, мигрант менее прихотлив к жилищным условиям. Например, среди подрядчиков существуют понятия «вагончик для мигрантов» и «вагончик для русских». Русским рабочим как минимум требуется отдельное койко-место, в целом выше требования к качеству самих вагончиков - проверенные производители, без сквозняков. Мигрантов же селят вповалку под любую крышу, они спят на полу в одной куче. Получают они меньше, чем русские. При этом, приезжие согласны на самую черновую работу, безотносительно предварительных договорённостей найма, готовы в любой момент перепрофилироваться на уборщика, чистильщика и т.д.

Русские не любят тупой и монотонной работы. Например, целый день стоять вязать ригель никто не согласится. Механически стоять на конвейере, делать одну и ту же операцию обычно отказываются. Иммигранты же входят в свой транс и монотонную работу выполняют. Опять же, земляные работы. Ни один русский не способен так копать как джамшуты. Два-три часа - и окоп полного профиля готов. То есть на таких тупых работах они имеют очевидное преимущество. По-хорошему, нормальным подрядчикам следует иметь мини-экскаваторы, использовать строительные пистолеты, в целом стремиться к механизации производственных процессов.

То есть, если отказаться от демпинг-услуг гастарбайтеров, то на практическом опыте знаю - строители неизбежно перейдут к мини-тракторам, которые копают гораздо лучше таджика и намного быстрее любого человека. Подобные работы быстро, удобно и гораздо выгодней решаются специализированной техникой.

- Почему же всё же не переходят? Получается, дешевле привлекать иммигрантов.

Александр Хакаю: Такую технику надо импортировать, производить тут по лицензии. А импорт толком не отлажен. Особенно по сравнению с отлаженным процессом завоза иммигрантов. Отечественных аналогов небольшой строительной техники для малоэтажного строительства нет и, к сожалению, не предвидится. То, что подобную технику жизненно необходимо производить - отдельный большой разговор. Например, в Западной Европе муниципальные службы активно эксплуатируют подобную технику. Перемещаются на прорезиненных гусеницах, не портят асфальт в городе. Нужно для коммунальных служб вырыть яму метр на метр - приезжает, и задача на 15 минут. А мы держим в штате дюжину таджиков для таких случаев. Пока жизнь не заставит - никто ни на какие изменения не пойдёт. Естественно, нужно налаживать импорт, производство подобной техники. Необходимо начать хоть сколько-то действенно бороться против джамшутинга - вводить и кнут, и пряник.

- У вас есть опыт привлечения иммигрантов для строительства своих объектов?

Александр Хакаю: Только на самом первом этапе наш подрядчик пытался их привлекать. Почти мгновенно пришли к практическому выводу - гораздо выгоднее нанимать русские бригады, нежели джамшутов. На сегодняшний день, в нашем строительном бизнесе работают только квалифицированные русские бригады.

- Почему были сделаны такие выводы?

Александр Хакаю: Прежде всего, потому что экономия на иммигрантах только кажущаяся. Якобы их труд дешевле. Иммигрантов нужно много учить. Сказывается острейший недостаток базового образования. Это требует значительного времени. У приезжих нет стабильного состава - кто-то всё время уезжает, вместо него приезжает кто-то новый, совершенно не обученный. Идет какая-то постоянная флуктуация.

Они гораздо больше портят инструментов. Никакая оптимизация по материалам оказалась невозможна с ними. В итоге, расходы на зарплату оказались меньше, но больший расход материалов значительно перекрывал эту разницу. А если ещё учитывать амортизацию инструментов и оборудования… Это и стало основным мотивом отказаться от услуг гастарбайтеров. Мы стали нанимать местных рабочих. Не из самого Обнинска, все бригады - из депрессивных районов Калужской области. Например, Кирова.

- Придерживаетесь ли вы такой же политики - преимущественного найма коренных жителей области, граждан РФ, на других своих предприятиях и производствах.

Александр Хакаю: Такой вопрос не встаёт. Если только в некоторых магазинах привлекаем приезжих как уборщиков. Определяющим является сам характер торговли - фото- и видеотехника не предполагают найма, например, грузчиков. Торговля цифровой техникой не предполагает большого объёма погрузочных или монотонных работ. А наоборот требует квалификации и ответственности. Нанимаем приезжих, например, из Тамбовской области.

Хочется коснуться вопроса о транспортной системе страны. Как воздух нужна малая авиация, чтобы можно было между регионами путешествовать не через Москву. Необходимо повышать реальную мобильность коренного населения между регионами. Если внутри одной области еще можно найти маршруты, поддерживать связь с «малой Родиной», то переезд из одного региона в другой обычно сопряжен с огромными трудностями. Люди не могут покинуть депрессивные регионы, хотя очень многие с удовольствием бы переехали не в Москву, а искали бы работу в таких городах, как Обнинск.

- Получается, что русских рабочих выгодно нанимать благодаря существенной экономии на материалах, амортизации. А какая еще есть выгода в найме сотрудников среди местного населения?

Сергей Беликов: У гастарбайтера из Средней Азии, что не спросишь, он всё умеет и всё может: и с плиткой работает, и потолки натягивает, и в двигателях разбирается. И в космос готов лететь! А в сухом остатке, берутся за любую работу, не имея ни малейшей квалификации, а часто и просто не понимания, что от них хотят. На своем собственном опыте могу сказать, слухи об их работоспособности преувеличены.

Работникам из местного населения не нужно по многу раз объяснять одно и то же, постоянно контролировать типовые операции. Не нужно по многу раз переделывать. И фактические затраты на содержание гастрабайтера уже дышат в затылок зарплатам, за которые готовы работать и русские.

Интересно, что иммигранты в России часто начинают «бухать» и очень быстро спиваются. И такие, с позволения сказать, «кадры» могут дать очень приличную фору даже местным запойным алкоголикам. Иммигранты не рассматривают себя как часть окружающего их общества. Были случаи, когда они могли просто взять и уехать куда-то по своим делам - в том числе и к себе в республику. Или к ним на объект, в бытовку, приезжают совершенно непонятные люди пожить и переночевать.

Важно, что при найме граждан РФ нет проблем с ФМС, участковые не облагают рабочих подушевой данью. Меньше коррупционно-опасных пересечений с органами государственной власти.

Зная статистику преступлений по Обнинску и округе, тот шлейф преступности, который тянется за иммигрантами, также стал важным фактом для отказа от их услуг.

Сергей Беликов: Знакомые есть, которые живут в деревнях и посёлках, в частном секторе. У них постоянно проживают по несколько иммигрантов: в пристройках или отдельных комнатах. Они им всё копают, моют, газоны стригут, деревья рубят. Создаётся впечатление новой волны крепостного права.

- Как оцениваете трудовое законодательство для граждан России? Что устраивает, а что мешает работать?

Александр Хакаю: Нынешнее трудовое право выгодно лентяям, жуликам и мошенникам. Добросовестного сотрудника, особенно в условиях нынешнего кадрового голода, защищает репутация лучше всяких законов. А лодырь может очень хорошо попить крови из работодателя: жаловаться во множество инстанций, писать заявления в прокуратуру, трудовые инспекции, судиться по многу раз. Лично я выиграл несколько судов по ложным наветам бывших сотрудников. Естественно, весь бюрократический аппарата встаёт на сторону работника. А когда несостоятельность претензий бывшего работника будет доказана официально, издержки работодателю никто компенсировать не собирается: потерянное время, простой, упущенную выгоду. А бывший «работничек» вздохнёт, разведёт руками - мол, не получилось получить денег и пойдёт пытать счастья на другой работе.

- Есть опыт найма сотрудников через так называемые «коллективные договоры»?

Александр Хакаю: Я категорически против такой формы ведения дел. Это разведение очередной бюрократии, появление профсоюзного лидера. Я против выращивания ещё одного паразитического звена. Все должны заниматься созидательным трудом и что-то производить.

- Можно сказать, что трудовое законодательство в целом вас не устраивает. А что нужно реформировать в ближайшее время?

Александр Хакаю: Очень неприятна норма, когда я должен предупреждать человека об увольнении за 2 месяца, а меня сотрудник может уведомить за 2 недели. Это несправедливо. За две недели практически невозможно найти замену и обучить человека. Обязательства должны быть взаимными. К сожалению, наше законодательство направлено против работодателя.

Сергей Беликов: Нас спасает то, что город небольшой и предприниматели друг друга знают, поддерживают контакт. Мне иногда звонят и интересуются, перед тем как взять кого-то на работу. Но нужно действительно налаживать практику рекомендательных писем.

- Можно ли как-то изменить на уровне органов местного самоуправления или региональных властей ситуацию с массовой неконтролируемой миграцией?

Александр Хакаю: Власть ничего не может сделать. Вся проблема в МВД. Фактически региональные власти МВД неформально задают процент джамшутов, ведь иммигранты «кормят» милиционеров. Больше нелегалов - богаче полицейские. Все поборы идут по вертикали наверх. Низовые сотрудники сами жалуются приватно, что себе могут отщипнуть совсем немного от этого потока.

- Но милиция и прокуратура не являются органами местной или областной власти. Это часть федеральной вертикали власти.

Александр Хакаю: На мой взгляд, фактически губернатор влияет на назначение глав МВД и прокуратуры. При наличии желания и воли и региональные чиновники многое могли бы сделать для пресечения потока миграции. Но ни Городское собрание, ни областное Законодательное Собрание фактически ничего сделать не могут. Первое звено, которое может что-то реально изменить, что на местном, что на региональном уровнях - это губернатор.

- Можете ли вы дать какие-нибудь практические рекомендации, советы предпринимателям и занятым в области строительства?

Александр Хакаю: Постоянно развиваться и двигаться вперёд, идти в ногу со временем. Переходить на базальтовую арматуру, механизировать все производственные процессы. Переходить на новейшие технологии. Идя постоянно вперед, будешь конкурентоспособным.

- Откуда вы берёте новые идеи? У кого перенимаете опыт?

Сергей Беликов: Посещаем выставки, изучаем каталоги, читаем обзоры. Постоянно находимся в общении с коллегами и партнёрами, заимствуем успешный опыт друг у друга. Как попробуем - считаем. Та же базальтовая арматура - получается и дешевле, и не ломается, не гниёт, гораздо проще перевозить, не нужна специальная перевозка никакая. А многие по старинке как привыкли работать, так и работают. Не делают как для себя, а просто отрабатывают заказ.

Беседовал: Дмитрий Губанов

Миграционная политика, Строительство

Previous post Next post
Up