После
«Акицу-мару» строительство специальных судов армии (陸軍特種船) (плавучих баз десантно-высадочных средств) было продолжено. Всего было построено (с «Акицу-мару») 9 судов:
- «Маясан-мару» (摩耶山丸), «Тамацу-мару» (玉津丸) и «Кибицу-мару» (吉備津丸) типа «Ко̄» (甲型特種船);
- «Хюга-мару» (日向丸) и «Сэццу-мару» (摂津丸) типа «модифицированный «Ко̄» (M甲型特種船) [1];
- «Кодзу-мару» (高津丸) типа «Оцу» (乙型特種船);
- «Акицу-мару» (あきつ丸) и «Нигицу-мару» (にぎつ丸) типа «Хэй» (丙型特種船) [2];
- «Кумано-мару» (熊野丸) типа «модифицированный «Хэй» (M丙型特種船).
Ещё одно судно типа М«Хэй» - «Токицу-мару» (ときつ丸) - не было достроено, а строительство ещё одного судна типа «Оцу» было отменено.
Как уже отмечалось ранее, 2-я (средняя) палуба этих судов приспосабливалась для размещения и быстрого спуска на воду через кормовой лацпорт десантных катеров типа «дайхацу»:
Кормовая часть «Маясан-мару» по исходному проекту и после достройки, виден характерный слип и лацпорт.
Выше верхней палубы конструкции и оборудование судов оставались практически без изменений, за исключением установки артиллерийского и радиотехнического вооружения. Суда исходно имели развитое грузовое оборудование, с многочисленными стрелами, включая тяжёлые. Это позволяло принимать на верхнюю палубу дополнительные десантные катера и иные плавсредства (бронекатера, морские охотники и т.п.) (либо иные грузы - в этом отношении «специальные» суда не имели особых отличий от прочих грузовых и грузопассажирских судов).
Все эти транспорта активно использовались для доставки подкреплений на южный фронт Империи и их возможность брать на борт большое количество различных боевых и десантных катеров и быстро выгружать их в слабооборудованных портах, а то и вовсе без них, была весьма ценной. Особенностью войны на островах является необходимость не только в живой силе, военной технике и различных припасах, но и в мелких боевых и транспортных плавсредствах, которые использовались чрезвычайно широко (мало того, что это острова между которыми, естестественно, нет сухопутной связи, так на самих этих островах зачастую не было никаких дорог, не считая троп туземцев, так что доставлять людей и грузы из одной точки побережья в другую можно было только по воде), а значит их тоже надо было подвозить на фронт, для наращивания усилий и компенсации потерь.
Но для современной войны требовались ещё и самолёты и особенно удобным для их перевозки был «Акицу-мару». Конечно, своих братьев по оружию выручали моряки, предоставляя для перевозки армейских самолётов свои авианосцы, но авианосцев было мало, так что флоту и самому не хватало.
АВ «Тю̄ё̄» с установленными на полётной палубе лёгкими двухмоторными бомбардировщиками тип 99 (Ки-48) 45-го авиационного полка японской императорской армии, 12 декабря 1942 г., на выходе из Токийского залива на острова Трук.
Понимая это армия одно время ставила вопрос о строительстве ещё четырёх транспортов типа «Акицу-мару», но по производственным эти планы не были реализованы [3].
Таким образом, первое судно типа «модифицированное «Хэй» (и второй и последний после «Акицу-мару» десантный транспорт японской армии с полётной палубой) - будущее «Кумано-мару» (熊野丸), было заложено на верфи компании «Хитати» в Инносима 15.08.1944 г., спущено на воду 28.01.1945 г. и введено в строй 31.03.1945 г., со следующими ТТХ:
- водоизмещение на испытаниях: 11360 т;
- длина максимальная 152,7 метра;
- длина между перпендикулярами 142,0 м;
- ширина 19,577 метра;
- глубина корпуса 12,0 м.
- осадка 7,0 м;
- главные механизмы: 3 водотрубных паровых котла типа модифицированный № 21, 2 ТЗА типа «Ко̄», модель 50, № 1, суммарной мощностью 10000 л.с.;
- максимальная скорость 19,5 уз.;
- дальность плавания 6000 миль на 17 узлах.
Вооружение транспорта включало 8 75-мм зенитных пушек тип 88, 6 20-мм зенитных автоматов тип 98, 2 15-см противолодочных миномёта тип 2. Боезапас хранился в 6-ти погребах из которых подавался наверх 7-ю элеваторами.
Собственником транспорта была судоходная компания «Кавасаки кисэн».
«Кумано-мару», боковой вид и вид сверху.
1 - 15-см противолодочный миномёт, 2 - 20-мм зенитный автомат тип 98, 3 - антенна станции обнаружения излучения РЛС противника E-27, 4 - 75-мм зенитная пушка тип 88, 5 - Ки-76, 6 - 3-т кран, 7 - платформа самолётоподъёмника, 8 - кормовой лацпорт.
В архитектуре «Кумано-мару» сочетались черты предыдущего «специального» судна типа «Хэй» - «Акицу-мару» - и флотского «гладкопалубного» авианосца.
От «острова» отказались, и рулевая рубка теперь размещалась под носовым срезом полётной палубы, а дымовая труба была выведена в борт. Транспорт получил нормальный авиационный ангар, закрытый примерно на 4/5 длины, считая с носа.
Носовая сигнальная мачта и две радиомачты на левом борту были выполнены заваливающимися по флотскому образцу. Также заваливающимся был и 3-тонный кран для погрузки самолётов. Полётную палубу длиной 110 и шириной 22 метра оснастили светотехнической системой наведения на посадку, опять же флотского образца, и армейским полевым аэрофинишером фирмы «Каяба», адаптированным для установки на корабле, с 4-мя поперечными тросами, а на палубу нанесли разметку. Боковые кромки палубы, там, где под ними не было орудийных площадок либо площадок авиатехников, оснастили страховочными сетями. Для подъёма самолётов на полётную палубу предназначался один самолётоподъёмник установленный непосредственно перед полуютом. Как и на «Акицу-мару» шахты самолётоподъёмника, как таковой, не было, а каретки платформы двигались по 4-м массивным пиллерсам коробчатого сечения, образующим в плане вершины трапеции.
Штатная авиагруппа должна была насчитывать 8 связных самолётов тип 3 (Ки-76) переоборудованных в противолодочные [4].
«Кумано-мару», план ангарной палубы.
1 - гидроакустическая рубка, 2 - носовая радиорубка, 3 - запасная офицерская каюта, 4 - каюта младших судовых офицеров, 5 - каюта офицеров (десанта), 6 - канцелярия младших судовых офицеров, 7 - каюта офицеров судовой артиллерийской команды, 8 - каюта 1-го вахтенного офицера, 9 - запасная офицерская каюта, 10 - каюта капитана, 11 - каюта офицеров штаба (десанта), 12 - каюта судового казначея, 13 - каюта командира десанта, 14 - каюта судового врача, 15 - котельные дымоходы, 16 - амбулатория, 17 - кубрик унтер-офицеров артиллерийской команды, 18 - кубрик лётного состава, 19 - кормовая радиорубка, 20 - каюта старшего радиооператора, 21 - платформа самолётоподъёмника.
2-я палуба (средняя) была переоборудована под ангар для десантных катеров. Общая схема оснащения для спуска их на воду (подъёма с воды) повторяла таковую на «Акицу-мару» (кормовые лацпорты, пара «качелей» вплотную к диаметральной плоскости, система лебёдок и тросов), но габариты спусковых путей и мощность лебёдок были увеличены, чтобы можно было брать на борт более тяжёлые катера типа «току дайхацу». Штатно в ангаре размещались 12 «току дайхацу» и 13 «дайхацу» в 4-х продольных рядах (по 6 «току дайхацу» и 1 «дайхацу» в двух средних рядах, 6 «дайхацу» в ряду левого борта и 5 «дайхацу» в ряду правого борта (место потребное для размещения ещё 1-го катера на правом борту было занято котельными дымоходами)) [5].
«Кумано-мару», продольный разрез.
1 - рулевая рубка, 2 - авиационный ангар, 3 - помещения экипажа и десанта, 4 - ангар для катеров, 5 - носовой погреб боеприпасов, 6 - котельное отделение, 7 - машинное отделение, 8 - рефкамеры, 9 - кормовая дифферентная цистерна, 10 - кормовой лацпорт.
Жилые, бытовые и служебные помещения экипажа и десанта большей частью располагались на верхней палубе (между авиационным и катерным ангарами), а также в надстройке по обоим бортам ангара.
Экипаж транспорта был размещён достаточно комфортно, особенно с учётом того, что это проект военного времени, когда в угоду удешевлению и убыстрению постройки жёстко экономили на всём. Капитан и старшие судовые офицеры располагались в одноместных каютах, младшие - в многоместных. Матросы палубной и машинной команд, а также стюарды и коки - в кубриках с 2-ярусными стационарными койками.
Отдельные помещения полагались офицерам, унтер-офицерам и рядовым артиллерийской и судовой инженерной команд (эта последняя обслуживала катера и спусковые устройства). Отдельный кубрик был у лётчиков.
Условия размещения десантников были более спартанскими. Одноместная каюта (такая же, как и у капитана судна) полагалась только командиру перевозимой воинской части. Штабным офицерам - 2-местная (но можно было разместить трёх человек). Прочим старшим офицерам - одна многоместная. Имелись также две запасных 3-местных офицерских каюты.
Рядовые же солдаты и даже младшие офицеры для отдыха (сна) располагали 2-ярусными нарами. Впрочем, с одной стороны время пребывания войск на транспорте не должно было быть слишком большим, а с другой - «самурай должен уметь довольствоваться малым». Всего транспорт был рассчитан на приём 1496 человек перевозимых войск.
С другой стороны на транспорте имелось два камбуза (один о-очень большой), две офицерских столовых (да, на формально гражданском судне и терминология была не вполне военно-морская ;-) ), столовая экипажа, рефрижераторные камеры для мяса, свежей рыбы и овощей, ну и бани и гальюны, куда ж без них?
В качестве собственных плавсредств на «Кумано-мару» было 4 пехотнодесантных катера типа «сё̄хацу».
Т.о. получился интересный универсальный транспорт. С технической точки зрения это был нормальный УДК, даже по вполне современным меркам - десантный транспорт способный нести и высаживать десант на собственных десантно-высадочных средствах и при этом обеспечить его воздушной поддержкой. Или же он мог нести противолодочную авиагруппу, усиливая ПЛО конвоев к составе которых следовал (нечто в духе MAC ship'ов).
Но, в связи с поражением Японии во Второй мировой войне, на этом линия развития плавучих баз десантно-высадочных средств японской императорской армии завершилась.
P.S. Во время войны у японской армии были и другие как десантно-транспортные так и боевые корабли и катера. Возможно мы о них ещё поговорим.
[1] Обозначение «М» («модифицированный») обозначало, что данные суда построены на корпусах стандартных судов военного времени.
[2] «Нигицу-мару» было переоборудовано без установки взлётной палубы.
[3] Позднее армия наладила маршрут переброски самолётов на юг через цепочку сухопутных аэродромов и острота проблемы несколько сгладилась.
[4] Как авитранспорт «Кумано-мару» мог перевозить до 35 истребителей тип 4 «Хаятэ» (17 в ангаре и 18 принайтовленными на полётной палубе).
[5] Вместо 12 «току дайхацу» в ангар могло поместиться 14 «дайхацу», т.о. если принимать на «Кумано-мару» только «дайхацу», то их помещалось 27 ед., как и на «Акицу-мару».