Чтение японских документов зачастую приводит к любопытным маленьким открытиям.
Так, всем известно, что обнаружение кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры, на подходе к Цусимскому проливу, японским дозорным крейсером "Синано-мару", произошло из-за включённых огней госпитальных судов "Орёл" и "Кострома" по которым (конкретно по "Орлу") была обнаружена и вся эскадра. Описание этого события несколько варьируются в разных отечественных произведениях, в зависимости от личной позиции пишущего, от простой констатации факта до душераздирающей картины, как затемнённые русские корабли аки "нинзи" крадутся незамеченными в ночной темноте, мимо мечушихся вслепую японских дозоров, а за ними следуют сияющие как новогодние ёлки "Орёл" и "Кострома", херящие всю светомаскировку на корню.
И вот уже японский "нинзя" "Синано-мару" навёлся на это буйство огней, повернул на него и - вот они голубчики! Далее обычно следует стереотипная, многократно переписанная друг у друга, фраза: «Синано-Мару» телеграфировал Того: «Враг в квадрате № 203 и, по-видимому, идет в восточный пролив».
Казалось бы, всё ясно, но... Но если поднять журнал радиообмена японского флота за 27 мая, то радиотелеграммы с таким - именно с таким - текстом там... просто нет. Интересно, да?
А что же есть? Об этом чуть позже :-)
Далее в "текстах и постах" отечественных историков, исторегов, исторических фриков и прочей "неравнодушной публики", у которой до сих пор подгорает пукан от бездарно просранной сто с лишним лет назад войны, следуют более-менее стандартные обвинения в адрес адмирала Рожественского за то что он потащил за собой в Цусиму госпитальные суда... ОБЯЗАННЫЕ (кто бы мог подумать?!) нести соответствующие отличительные знаки и огни. А вот если бы не потащил (а некоторые договариваются даже до того, что "Орёл" де нарушил приказ о светомаскировке и самовольно, падла, включил огни - то что эти огни госпитальное судно, по международному праву, нести ОБЯЗАНО, поцреоты, разумеется игнорируют полностью), то 2-я эскадра де прошла бы Цусимский пролив незамеченной поскольку якобы уже прошла пицот линий японских дозоров, и вот на тебе - на пицотпервой "спалилась".
Вот одно из наиболее "свежих" и феерических "описаний", просто для примера: "Командир "Синано-Мару" безнадёжно искал русскую эскадру многие сутки. Он был близок к отчаянию. Как вдруг в темноте ночи на "Синано-Мару" заметили вдали яркие огни парохода идущего на Северо-Восток. При сближении японцы увидели, что на грот-мачте этого судна подняты "Белый-Красный-Белый". Командир Нарикава, не видя никого кругом, естественно направился к невесть откуда взявшемуся госпитальному судну. Для осмотра. Однако уже через несколько минут хода он разглядел смутные силуэты и других кораблей. За два часа до рассвета, в 2 часа 25 минут ночи на крейсере "Синано-Мару", все еще не веря в свою удачу, наконец осознали, что попали в самую середину русской эскадры. У командира Нарикавы от ли от страха, то ли от радости бешено забилось сердце. Как только его корабль тихо выбрался из строя русских кораблей [Между прочим, этим самым нам открытым текстом заявлено, что сигнально-наблюдательная вахта на русских кораблях была поставлена из рук вон плохо, раз она не заметила чужой корабль забравшийся "в самую середину русской эскадры". Вывод, русские - плохие моряки. Ну, или слепые, С.В.], он бросился в радио-рубку [Т.е. на японском крейсере не предусмотрено переговорных труб и/или посыльных. Командиру крейсера приходится всё делать лично самому, С.В.].
Пальцы телеграфистов впились в передаточные ключи. В эфир посыпалась морзянка: "неприятель в квадрате 203 и по-видимому идет в Восточный пролив. В 40 милях от острова Сиросе".
Офигительно. К уже сделанным замечаниям добавим лишь, что эмоциональное описалово "отчаяния", "бешено забившегося сердца", "впившихся пальцев", как и временнАя отметка отметка обнаружения эскадры есть бред сивой кобылы высосанный аффтарами из пальца :-)
А как же оно было на самом деле? Так оно было, всё так, только трошечки не так. Обратимся к первоисточнику, т.е. к боевому донесению "Синано-мару" о сражении в Японском море (Цусимском сражении):
"27 мая, находясь в дозоре, в 2 ч. 45 м., вблизи точки 186 [Здесь и далее - никаких "квадратов", а именно "точки" - 地點. Японская дозорная "сетка" строилась не по образцу шахматной доски с её "полями"-"квадратами", а по образцу доски для игры в "го", с её "узлами"-"точками", С.В.] примерно на 2 румба позади траверза левого борта заметил огни одиночного парохода идущего почти параллельным курсом. В 3 ч. 55 м. [когда] дистанция постепенно сократилась [т.е. "Синано-мару" курс в направлении замеченного парохода НЕ ИЗМЕНЯЛ. А почему? А потому, что двигался по установленной линии дозора, что следует из карты, С.В.] на его [т.е. замеченного парохода, С.В.] грот-мачте обнаружили поднятые три огня "Белый"-"Красный"-"Белый". В это время я находился к востоку от вышеупомянутого парохода, [а поскольку] лунный свет падал на восточную [часть] неба [то] наблюдение на дальнюю дистанцию в западном направлении было затруднено.
... ...
В 4 ч. 30 м. дистанция постепенно сократилась вплотную [и] в свете Луны увидели 3-мачтовый 2-трубный вражеский вспомогательный крейсер однотипный с [крейсером] "Днепр" (позднее, после захвата в плен оказалось, что это госпитальное судно "Орёл")
... ...
После этого "Синано-мару" начинает обходить обнаруженный "вспомогательный крейсер" с левого борта (чтобы поставить себя в невыгодные условия наблюдения с обнаруженного судна), убеждается в отсутствии артилерийского вооружения (что подтверждает госпитальный статус судна) и... обнаруживает дымное облако, а за ним и производящие его корабли.
А вот и радиограммы:
04 ч. 45 м. "Синано-мару" => всем кораблям: "Обнаружил [это слово можно также читать дословно, как "вижу", С.В.] дым вражеского флота".
Дым. Облако дыма и сажи - вот что увидели на "Синано-мару". И этот дым от почти четырёх десятков кораблей, с котлами на угольном отоплении, идущих плотным строем вы не замаскируете никак. Хоть даже свечки в киотах корабельных церквей затушите.
04 ч. 50 м. "Синано-мару" => всем кораблям: "Обнаружил 2-ю вражескую эскадру. Точка 203".
Следующая радиограмма идёт в 05 ч. 05 м.: "Ицукусима" => "Микаса": "Обнаружил 2-ю вражескую эскадру" [Это первая р/грамма записанная в радиожурнал "Микаса", С.В.].
05 ч. 55 м.: "Акицусима" => "Микаса": "Направляются в восточный проход Цусимского пролива".
06 ч. 07 м.: "Ицукусима" => "Микаса": "[Позиция] вражеского флота на 5 ч. утра 33 град. 20 мин. N, 120 град. 10 мин. Ost."
Ну, и т.д.
Вот фрагмент карты "Синано-мару" приложенной к боевому донесению (пометки мои, С.В.):
1 - о-ва Гото; 2 - дозорный маршрут "Синано-мару"; 3 - 2.45 27 мая, замечены огни; 4 - обнаруженное судно (т.е. "Орёл), 5 - 3.55 замечены подвесные огни [т.е. пресловутые "белый"-"красный"-"белый", С.В.], 6 - 4.50 вражеский флот.
И на ней ясно видно, что "Синано-мару" как шёл своим курсом до обнаружения огней "Орла", так и продолжал им идти после оного, ибо шёл, как указано выше, по установленной линии дозора, пока не сблизился с "Орлом" вплотную. Т.е. если бы даже "Орёл" никаких огней не нёс - то он был бы точно также обнаружен, лишь только не в 2.45, а попозже, примерно в те же 4.30 (напоминаю - первая р/грамма с "Синано-мару" ушла в эфир только в 4.45). И что это бы изменило? Ровным счётом ничего.
И даже если бы госпитального "Орла" не было при эскадре вообще. Вот давайте сотрём этого гадкого, не соблюдающего светомаскировку "Орла" с карты и:
... следуя неизменным курсом "Синано-мару" точно так же "вписался" бы в шлейф дыма и сажи 2-й эскадры, с неизменным обнаружением её самой. Далее, как говорится, "по тексту".
Вот так всё просто. И получается, что несчастный "белый" "Орёл" какбэ и не причём. Что он был, что бы его не было - результат будет тот же.
А сколько за сотню лет было переломано копий...