В ноябре наверстываю упущенное за шесть лет в Москве. Через неделю - Земфира, сейчас же маленький концерт маленькой Алины Орловой - рыжей вильнюсской девушки с резвым голосом и трогательным ангельским взглядом. Я с настороженностью шел на концерт, ожидая встретить там всю русскоязычную диаспору Альзаса - но нет, почти никого. В маленьком зале, буквально в паре метров от меня, то на аккордеоне, то на пианино - все прекрасно. У Алины совсем короткие песни-заставки, за час с небольшим она их сыграла, наверное, десятка три. Еще у нее невероятно очаровательный акцент, краснея, она перед каждой песней вкратце пыталась объяснить, о чем она, ну о чем? - конечно love, no, no love, is sad. Я, заранее пробравшись со знакомыми к сцене, затаил коварный план - перед выходом на бис выкрикнуть "Совушка!", но, видимо, это был мой вечер, и песенку про hiboo она спела почти в самом начале. Я абсолютно растаял, чуть ли не вслух прошептал "совушка сераяяя, расскажи где была, расскажи где была-а-а-а, да что на пути виделаа", мы с Алиной встретились взглядами и улыбнулись друг другу - и дальше все было хорошо, как-то совсем по-домашнему, будто на квартирнике.
Алина Орлова - как младшая сестра. Она младшая сестра Тори Эймос и Кейт Буш с их таинственными клавишными руладами, она младшая сестра Регины Спектор (да, увы) - ее совсем новые песни опасно близки недавнему "эдалт-поп для домохозяек" Регины Львовны. Она как младшая сестра своему вдохновенному скрипачу, который строго проверял, что она все правильно играет, а потом блаженно падал на колени, чтобы подергать струны скрипки в такт Amerika. Она и как младшая сестра всему залу - постоянно извиняется за то, что не знает, как по-другому сказать "спасибо", краснеет, когда кричат "браво", как школьница берет паузу перед каждой песней, чтобы "стать серьезной и строгой пианисткой". В этой концертной непосредственности есть какая-то необязательность - которая, тем лучше, не чувствуется на ее пластинках. Ее последний альбом Mutabor был полон совершенно чудесными, умными аранжировками, никакого расшаркивания и красных щек - все строго и в голос. Как жаль, что она не спела оба сингла с этого диска. Взамен мы правда получили два биса с Lijo, набор старых песен, Natural Blues Моби и неожиданно хрупкий
прекрасный кавер на "Утомленное солнце". Более того, ее весьма однообразный репертуар не без примеси фольклора будто сориентирован на скромную краткость. Вряд ли бы ее концерты были так хороши, и вряд ли бы по ней сходила с ума французская публика, если бы все эти милые Nesvarbu, Lijo тянулись под пять минут, и если б концерты длились под два с половиной часа тихого и очаровательного визгливого пения. Мне кажется, Алина Орлова прекрасно понимает это - ее песни обрываются на полуслове, на полуфразе - вот только ты ждешь кульминации, грохота рояля, ударных, какого-нибудь "схватиться за сердце" bridge - а она, оп, руки с клавиатуры, и все. Эти неожиданные знаки препинания делают впечатление свежим и неискусственным - будто бы work in progress. И еще, и еще, она спела песню про Фолкнера,
про "ликко-палико, тутти дутти", и "Ворона" на стихи Пушкина, и
совершенно пронзительную "Голуби", в общем щасте, щасте.
Ну и вот Алина с одной из лучших песен в бистро 11 округа в Париже.
Click to view