Летом 2009 года на протяжении пяти недель умерли Пина Бауш, Майкл Джексон и Мерс Каннингем. Два года спустя бывший танцовщик труппы Каннингема Фредерик Гафнер, ныне выступающий в Швейцарии под псевдонимом Неподвижная Фуфва, решил сделать саркастический оммаж всем трем, поместив их в контекст "Божественной Комедии" Алигьери. Pina Jackson in Mercemoriam выглядит, конечно, абсолютно несерьезно, и если бы не виртуозное пародирование стилей и пластики всех трех "усопших", на первый взгляд казалась бы заурядным капустником. Начинается спектакль с нарочито любительского монтажа выступлений Бауш, Каннигема и Джексона, с наложенными портретами и ужасными электрорасплывами. Потом на сцене появляется замотанный в бинты и пластыри Фуфва и с сильным итальянским акцентом рассказывает о том, как все трое героев попали в данс-хэлл. Там им предстоит встретиться с собственными кошмарами, завистниками, вырвать друг друга из лап монстра и так далее и так далее. Фредерик чуть более осторожно подходит к технике Каннингема, которая выучена наизусть и смеяться над которой не очень удобно, но как дело доходит до Кафе Мюллер и Билли Джин, его уже не остановить.
После короткой и искрометной второй части с поклонами, Фредерик выходит на сцену, садится на стул и просто разговаривает со зрителями, что им понравилось, а что нет. Я чаще всего терпеть не могу все эти вопросы "расскажите о вашем творческом процессе" и доморощенную критику "мне кажется, вы тратите слишком много энергии на язвительный сарказм вместо танца", но в этот раз танцор оказался с головой (потому что переквалифицировался в хореографы) и доступно и очень вежливо объяснял тупым зрителям, почему они тупые почему смеяться над кем-то еще не значит издеваться и "танцевать на костях" (по выражению какой-то местной мхатовки).
Вообще, жанр имитации и пародии в современном танце - совершенно неразработанная и благодатная тема. Видимо, дело в том, что едва появившиеся направления в искусстве всегда сперва ставят своей целью решение более серьезных формальных задач, что мешает им выйти за рамки своего дискурса, оглянуться и посмеяться. Если Фредерик Гафнер, эта самая Фуфва, подходит к проблеме с юмором и иронией, каким-то юношеским задором, то, к примеру, Жером Бель на полном серьезе
рассказывает, что, по его мнению, сама идея о том, что хореограф обязан изобрести что-то "новое, оригинальное и аутентичное", нуждается в переосмыслении. Если цель Гафнера, отбросим все рассуждения о "смех - это любовь", все-таки посвящение трем артистам и попытка "воссоединения" их на сцене в теле одного танцора, то Бель ставит формальную задачу и решает ее с блеском: один из его танцоров копирует до малейшего движения кончиков пальцев знаменитое соло Сюзанны Линке из балета Wandlung - одетый в белое платье небритый мужчина, который выходит к микрофону, говорит Ich bien Suzanne Linke, ложится на пол и исполняет душеспасительное соло под "Смерть и девушку" - это сначала смешно, а потом очень всерьез. На этом простом примере видно , какие разные цели может ставить перед собой имитация-пародия, о которой так по-простецки рассказывал Фредерик Гафнер после своего пародийного номера. С одной стороны - это просто "круто, весело, уау", а с другой интертекстуальное размышление об эволюции перформативного искусства, пресловутого "повторяемого перформанса", о которой вдохновенно проповедовала Марина Абрамович в Москве, и о которой писала Юлия Кристева. Для Беля эта пародия - не более чем средство, чуть ли не способ избежать исков в защиту авторских прав, ему совсем не нужно смеяться - когда перед своими танцорами он сам исполняет соло Триши Браун, а они смеются, его это расстраивает - и тогда он берется за немецкий экспрессионизм, который более "драматичен". Его цель - освободить перформативное искусство, и современный танец в частности, от мифической ауры "вдохновленности" и "одержимости" (вспомним ведовские пляски Марии Вигман, "божий дар" Нижинского, да даже остраненную медитативность Каннингема), вписать его в пространство 21 века, в пространство цитат, ссылок, референций и déjà lu. У Фуфвы же все проще, он останавливается на пародии и имитации, не начинает философствовать, приближаясь тем самым к публике, но оставляет ровно достаточное пространство для интерпретаций.
У него же кстати есть
вимео-канал, в котором можно посмотреть и перформанс, о котором идет речь, и кучу других замечательных видео-проектов. Например, воркшоп для случайных посетителей Лувра и разные концептуальные in situ, граничащие с дуракавалянием.