(no subject)

Jan 13, 2012 10:26

Когда я говорю о воспитании без наказаний, подразумеваю не только наказания физические. Наказывать можно игнорированием, криком, ставить в угол, на что фантазии хватит.. Оговорюсь, например, за предательство взрослого ребенка я бы наказала. Мы учимся воспитывать детей, не наказывая их, а обучая правилам поведения и незаметно подводя к правильным выводам из ситуации.

Первая и главная проблема - желание ударить ребенка. От этого идет любое другое наказание. Ведь что, в сущности, есть наказание? Когда шлепают, бьют ребенка, то это не воспитание (так делать не нужно потому что могут быть такие последствия), а дрессировка (ослушание=боль). Почему так часто мамы жалуются "Я и не хотела, но автоматически рука сорвалась?". Потому что ваша реакция обиды и досады идет впереди. Первый порыв - убрать источник раздражения. Ребенок кричит - надо его срочно заткнуть не битьем, так криком и здесь вопрос ведет ли родитель себя хорошо, когда кричит на ребенка.

Если бы источником раздражения был, например, кассир, который долго ну очень долго считал сдачу и никак не мог пробить товар и вы отреагировали бы ударом, вам бы либо прилетела сдача (ни денежная сдача, конечно), либо вербальное предостережение, например, угроза написать заявление в полицию. В вашем мозгу отложились бы неприятные ощущения от скандала и в следующий раз инстинкт самосохранения остановил бы вашу первую реакцию. А что происходит в случае с ребенком? Обычно ребенок пугается "Мама разозлилась, она меня ударила, мне страшно!" и перестает делать то, что вас раздражает. Мама для ребенка (не то, что для кассирши) самая могущественная фигура, она дает жизнь. Но дочка/сыночек перестает делать то, что вас раздражает вовсе не потому что он понял, что это делать не нужно и почему не нужно. Просто он не хочет увидеть еще раз ваше искаженное лицо. И не хочет почувствовать удар вместо ласки. Но самое главное - он не дает вам никакой отдачи. Он реагирует так, как вы и хотели - замолкает. И это ключевой момент. Теперь вас ничего не останавливает в следующий раз. И еще раз. И еще. А потом ребенок не достаточно быстро отреагирует с первого удара и последует второй - уже сильнее. Но ваш мозг знает: вам ничего не грозит, вы не получите сдачу, можно бить без риска.

А дальше вы уже вошли в колею. Вы разрешили себе бить ребенка. Конечно, любой родитель говорит, что не бьет, а шлепает. Вопрос, если Вас муж шлепнет за то, что суп пересолила, это как будете расценивать? А если вообще весь день просидела в жж, а мужу ужин не приготовила, наверное муж имеет право побить, а чё, в свои тридцать пора бы уж и запомнить, что муж голодный- это плохо. А почему мы имеем право шлепать ребенка?

Через несколько лет родители удивляются. Почему ребенок мне ничего не рассказывает? Зачем он прогулял школу, неужели ремня не боится? Как он со мной разговаривает, разве я это заслужила? А разве нет? Если вы заменяли воспитание шлепками, или, еще хуже, сами шлепки считали воспитанием, последствия не заставят себя ждать. Для ребенка насильственное общение, крики, шлепки-это норма. У ребенка не было перед глазами другого примера общения.

Мой жж читают вменяемые родители, потому напишу о том, что делать, как сделать первый шаг. Скажем "Нет!" физическим наказаниям в своей семье.

Шаг первый ПРИЗНАНИЕ. Для начала выучите фразу "Любые физические наказания - это плохо". Это очень простая фраза, но очень важная. Вы должны повторять ее постоянно. У нас в голове отложилось, что бить ребенка - это нормально. Шлепок - не удар. Дать по губам - тоже не удар. Вообще ничего не удар, не ногами же мы его лупим, в конце концов. Забудьте оправдания. Признайтесь себе, что поступали плохо. Смотрите правде в глаза. Не думайте "Я шлепнула". Говорите "Я ударила". Называйте вещи своими именами. Не то плохо, что вы ударили ребенка, а то, что вы собираетесь делать это снова и снова.

Шаг2. ИСПРАВИТЬ ошибки. Теперь, начните исправлять свои ошибки. Это будет не так уж просто. Первое время ваша рука все время будет нервно дергаться. Это закономерно, ведь Привычка - вторая натура. Но нужно понимать главное: ошибки можно и нужно исправлять. И даже если первое время вы будете срываться, сдаваться нельзя. Считайте, сколько раз в день вы ХОТЕЛИ ударить ребенка - и сколько раз ударили на самом деле. Если ударили, то обдумайте или даже запишите как могли бы решить эту проблему без крика и рукоприкладства. Помните, в деле воспитания самый длинный путь часто оказывается самым коротким. Награждайте себя за хорошее отношение и правильное выруливание из проблемной ситуации.

Шаг 3. Когда я бросала курить мне было важно смотреть как плохо выглядят женщины с сигаретами. И как воняет их одежда. Я курить бросила. Теперь о шлепках. Наблюдайте за родителями на площадке. Как они выглядят со стороны, когда бьют своих детей или кричат на них? Они вызывают уважение и любовь? Или возникают какие-то другие чувства?

Шаг 4. Ставьте себя на место ребенка. Не говорите себе "Я взрослая тридцатилетняя женщина ни за что бы не стала валяться на полу магазина, выпрашивая игрушку, когда у мамы нет денег". Представьте, что вам три года, и вы очень смутно представляете, что такое деньги, а желание такое большое, что нет сил с ним бороться.

Шаг 5 Разрешите себе ЧУВСТВОВАТЬ. Важно при ненасильственном воспитании вот что знать. Мама имеет право уставать и сердиться. Разрешите себе это. Не терпите до последнего, говорите ребенку о своих чувствах: "Я устала. Я злюсь. У меня нет сил". Но прежде чем так говорить, нужно начать чувствовать. Прежде чем накричать на ребенка за то, что он валяется в магазине КупИИИ! нужно прочувствовать. Что я чувствую, что может чувствовать ребенок. И вместо "Что это такое, быстро встал, как ты смеешь, что не понимаешь, у меня нет денег купить тебе робота" получится- "я понимаю, что ты хочешь этого робота, но я не могу сейчас тебе его купить. Я злюсь (расстраиваюсь, стыжусь, говорите что вы чувствуете) когда так громко кричишь купИИИ...". Проговаривайте свои чувства вслух, так вам станет очевидно, что иногда "Я очень устала, давай с горки будем кататься завтра, не кричи, пожалуйста, я устала и мне не хочется сейчас с тобой играть, поиграем потом" проблемы именно ваши, и бить за них ребенка бессмысленно. Разрешите себе уйти на кухню, успокоиться, выпить чаю, предварительно объяснив ребенку, куда вы идете и зачем.

Предотвращайте проблемы. Можно рассуждать так. Свою помаду положу на столик, дочке уже 4 года, она знает, что мамину помаду брать нельзя, а можно и по-другому. Положу-ка я помаду в косметичку и спрячу косметичку в шкаф, а то дочка найдет тысячу применений моей помаде как минимум раскрасит себе лицо, а то и собачке, если стены раскрашивать ей наскучит. Дело не в непослушании, а в непреодолимом соблазне. И если соблазн грозит серьезными потерями, а то и ущербом для здоровья, лучше спрячьте. Не перекладывайте ответственность на ребенка. "Это не я плохая, что оставила оранжевые таблетки на столе, а он виноват, что их съел".

Часто слышу фразу "недобили" "недошлёпали", вот и ... НЕт НЕт и нет. Дело в том, что "не дообъясняли" Хватит шлепать и дресиировать, пора воспитывать, учить здоровому общению на своем примере, пора объяснять!

Я очень уважаю родителей, которые стараются не ударять своего ребеночка, в то время когда сами воспитаны в другой среде, где их шлепали и били. Это требует неимоверной силы воли.

Знаете, хочу на по следок рассказать, вчера у Алины в комнате нашла красную икру в стаканчике с водой.
- Алина а что это?
- Я жду когда рыбки родятся.
Правда, она у меня милая?!

педагогическое, жестокое обращение, психологичное, статья

Previous post Next post
Up