Оригинал взят у
na_shpilke в
И снова "костюмные" [почти] понедельники! Пока неделя движется к своей середине в обоих полушариях, я (опять с опозданием из-за сразу трех перелетов) без дополнительных промедлений представляю вам новый "костюмный" пост - стильный разбор образов нового "игропрестольного" персонажа. Анализировать сегодня мы будем образы той героини, зрительская неприязнь к которой практически прописана в сценарии. Однако, если копнуть глубже, то под личиной анти-героя скрываются непростая судьба и отчасти сформированный ею неоднозначный характер. Думаю, большинство из вас уже догадалось, о ком пойдет речь в этом посте... Серсея Ланнистер, амбициозная женщина в мире мужчин, для которой неуверенность в завтрашнем дне, в своей судьбе и судьбе ее отпрысков, есть главная мотивания не опускать руки, а продолжать бороться. И сегодня мы проанализирует, на основе каких мотивов (и почему) строится её стиль, и как с течением времени (и в зависимости от обстотельств) он эволюционирует.
Итак, рожденная в самой богатой и могущественной семье, Серсея Ланнистер изначально не могла претендовать на то, чтобы самостоятельно и в полной мере получить это могущество. А все по той причине, что не родилась мужчиной. И потому даже в глазах собственного отца дочь являлась не больше, чем инструментом для приумножения влияния и силы клана Ланнистеров (согласитесь, что
где-то мы уже это видели..).
В контексте фильма
Такую предопределенность женской судьбы мы видим начертанной в костюме Серсеи, еще когда та была подростком. С этой версией будущей королевы создатели "Игры престолов" знакомят зрителей только в последнем сезоне, однако именно эта встреча (в том числе и в костюмном контексте) дает исчерпывающее объяснение некоторым чертам и поступкам Серсеи, так что многое становится более ясным. В единственной сцене, где Серсея еще совсем девочка, мы видим её одетой в закрытое платье мягкого розового оттенка с широкой юбкой и длинными расклешенными рукавами, чей фасон имитирует платья Средневековья.
Такой наряд в первую очередь символизирует высокий статус Серсеи, обозначая, что из двух подруг именно она - будущая принцесса, а может и королева. На платье потрачено большое количество дорогого фактурного материала, его широкие юбка и рукава непрактичны, а значит не предполагают физическую активность и какую-либо работу (сравните с платьем подруги Серсеи, имеющим более простой и удобный для движений фасон).
Что интересно, в наряде Серсеи не присутствуют характерные отличительные знаки вроде вышитых символов клана Ланнистеров, как бы символизируя, что для своей семьи Серсея на данном этапе - “отрезанный ломоть”: с одной стороны, её не готовят для того, чтобы стоять во главе клана Ланнистеров (т.к. эта роль отведена мужчине/сыну), а с другой - будучи подростком Серсея пока не обещана никому в качестве жены, она все еще "ничей товар", который могут продать выдать замуж за представителя любого другого влиятельного клана.
Правда, можно заметить на шее девочки золотой кулон с изображением льва (геральдическим символом дома Ланнистеров). Этот кулон Серсея будет носить и во взрослой жизни, уже став королевой, как символ того, что вне зависимости от уз брака её верность остается на стороне её клана.
Женскую судьбу Серсеи предрекает и нежно-розовый, традиционно феминный цвет платья юной Серсеи. Как знают зрители, это “костюмное пророчество” действительно сбылось, и главными в своей жизни Серсея-королева видит именно женские роли - матери и любимой женщины (своего любовника-брата), так что феминные оттенки розового и красного доминируют и во взрослом гардеробе Серсеи-королевы.
Это, правда, не единственная причина для подобной цветовой палитры образов Серсеи. Во-первых, красный - королевский цвет, а также один из двух цветов (вместе с золотым), обозначающих клан Ланнистеров. И если вы смортите внимательно "Игру престолов", то могли заметить, что насыщенные красные оттенки все чаще появляются в нарядах Серсеи после смерти её супруга-короля, символизируя, как она наконец набирает влияние и силу.
Но можно провести еще одну интересную костюмно-цветовую параллель, т.к. вполне возможно, что в качестве вдохновения для создания образов Серсеи служили [в том числе] портреты королевы Маргариты Анжуйской, которую многие считают реальным прототипом "игропрестольного" персонажа.
Также рано отданную замуж (за английского короля) для укрепления международного и кланового союза, современники называли совсем юную Маргариту "яркой женщиной". Она же в свою очередь часть времени сама стола у руля управления страной (из-за приступов безумия своего супруга), имела сына с садитскими наклонностями, умершего молодым, и покровительствовала клану Ланкастеров (не случайное созвучие с Ланнистерами?).
Но вернемся к костюму юной Серсеи, и обратим внимание на то, что её розовое платье принцессы дополнено поясом с пряжкой, похожей на элемент военных доспехов. Серсея-девочка как раз получила предсказание, что, став королевой, она будет в свое время свергнута другой кандидаткой, да еще и более молодой и красивой. Двойной, а то и тройной удар для любой женщины, который не мог не повлиять на Серсею.
Знание, что для неё нет уверенности в завтрашнем дне, зародило в будущей королеве необходимость быть готовой к личной атаке, поэтому её наряды зачастую закрыты, плюс, мы часто видим элементы, имитирующие военные латы - при помощи одежды Серсея стремится создать дополнительный защитный слой и скрыть за ним свои внутренние страхи.
И чем больше и реальнее угроза, тем более явным становится сходство с военными латами, вплоть до фактически рыцарского корсета, который Серсея надевает в день решающей битвы с угрозой взятия столицы противниками трона (и соответственно, с угрозой потери королевского статуса).
Борьба за власть для Серсеи это личная борьба, т.к. её мало интересует доля подданых, она сражается за благополучие своих детей и свое собственное. Это делает Серсею-королеву плохим политиком, недальновидным и эмоциональным - она видит врагов во всех, в том числе в собственном муже, в его друзьях и союзниках. Поэтому между собой и ними Серсея зачастую ставит барьер и делает это в том числе посредством костюмов.
Так, самая первая встреча с Серсеей-королевой происходит на чужой для неё территории - на севере, в замке клана Старков, союзников и друзей короля (по совместительству её супруга). Однако для Серсеи эти люди - потенциальные соперники, возможные претенденты на трон, а значит могут в любой момент стать врагами, так что у неё нет никакого желания приближаться к ним или родниться. Костюмы Серсеи во время этого визита говорят красноречивее слов. Например, после длительного путешествия Серсея предстает перед северянами одетой в золотые тона с головы до ног - она в образе царственной львицы (*лев - геральдический символ клана Ланнистеров).
Выбран этот наряд не случайное, а чтобы максимально подчеркнуть пропасть между королевой и принимающей её стороной, северным кланом Старков, чьи наряды более простые и темные, сдержанные и не такие роскошные (в отличие от Серсеи, живущей в столице и имеющей доступ к любым роскошным материалам и вещам).
На этом “соперничество” Серсеи со Старками не заканчивается - во время приветственного пира она появляется в не менее впечатляющем наряде и со сложной высокой прической, имитирующей корону, т.е. опять же, подчеркивающей её высокий царственный статус. Все это на фоне значительно более просто одетой и простоволосой Кэйтлин Старк - матери северного клана и хозяйки дома.
Внимательный зритель также отметит редкий для Серсеи фасон платья:
Торжественное платье Серсеи сделано так, что обнажает существенные участки кожи (что, как я отмечала, в образах Серсеи редкость, т.к. она стремится максимально закрыть и защитить себя). Это, с одной стороны, создает дополнительный визуальные контраст между королевой и хозяйкой дома Старков, подчеркивая, что разницу между роскошным и богатым экзотичным югом и сдержанным суровым севером. Однако присмотритесь и вы увидите, что горловина платья похожа на веревки, связывающие и даже удушающие Серсею, символизируя её положение в браке с нелюбимым мужем - её отведена роль трофейной жены, красивого животного на привязи.
И здесь же пару дополнительных слов о прическах Серсеи, которые (как и в случае Дейнерис) являются важной частью её образов. Так, королева часто носит высокие и сложные прически, имеющие сходство со средневековыми головными уборами (в том числе на портретах Маргариты Анжуйской), и подчеркивающие для окружающих её царственность и высокий статус (и потому в столице такие прически - модный тренд среди знати).
А вот с распущенными или слегка собранными волосами Серсея появляется в тех сценах, где в той или иной мере проявляется её женственность - с братом-любовников, со своими детьми, в тех сценах, где она испытывае момент слабости или хочет казаться более мягкой и податливой, чем есть на самом деле.
К слову, подобный прием-манипуляцию Серсея использует и с одеждой. Так, гостя в доме Старков, она в один из дней “неожиданно” появляется в наряде в оттенках зеленого и голубого. Это “водные” оттенки, которые с кланом Талли, из которого происходит Кэйтлин Старк, хозяйка дома, принимающего королеву. Неужели после всего королева идет на сближение с северным семейством?!
На деле же со стороны Серсеи это продуманный сарториальный ход - визуально "сродниться" с семьей Старков, дабы никто не заподозрил её участие в ранении одного из детей Старков. Более того, этот наряд Серсеи обильно расшит цветами - и хотя вышивка такого уровня мастерства продолжает демонстрировать её статус и богатсво, здесь она не выглядит агрессивно-доминирующей, но наоборот, делает Серсею мягкой, женственной, показывающей, что она в первую очередь женщина и мать, а потому не может обидеть ребенка.
Другой случай костюмных манипуляций Серсеи мы наблюдаем несколько позже - во время её выяснения отношений с главным советником и по совместительству лучшим другом короля. Серсея одевает нежное розовое платье, обозначающее её в первую очередь как женщину и мать. Она выглдит хрупкой и нежной на фоне закованного в латы противника, так что тот чувсвует себя по сравнению с Серсеей сильным, кому не страшны её словесные угрозы... (и очень зря, как знают те, кто уже видел "Игру престолов").
Сражение за власть и уверенность в завтрашнем дне для себя и своих детей является практически перманентным состояниме Серсеи, где едва ли не главным "великим противостоянием" оказывается её брак с королем. Будучи замужем за нелюбящим и нелюбимым мужем, Серсея не имеет никакой мотивации поддерживать интересы правящего клана Баратеон, к которому принадлежит король. При жизни короля она не говорит об этом открыто, но явно заявляет своим говорящим костюмом.
Расположившись рядом с королем и увенчав колову короной с оленьими рогами (*т.к. олень - символ клана Баратеон), Серсея покрывает плечи накидкой с двумя крупными красными львами, демонстрируя, что её истинная близость - к клану Ланнистеров, а не к королю и мужу.
Несколько следующих сцен продолжают историю этого противостояния, только на этот раз Серсея в проигрыше, она слабее супруга, и потому на фоне его воинственного темного наряда из плотной кожи художники по костюмам выбирают для героини нежно-голубое платье, подчеркивающее её слабость, хрупкость, зависимость. Не случайно это платье украшено вышивкой - цветными птичками. В сочетании с воинственным поясом Серсеи, который должен бы символировать её силу, получается обратный эффект - птица в клетке, именно так чувствует себя королева при живом муже.
А несколько позже в такое же положение бессильной и зависимой её поставит собственный брат, с которым у Серсеи откровенная нелюбовь и соперничество. Тогда птички (противоположность сильно львице) присутствуют в образе Серсеи чувствующей себя бессильной и беспомощной по воле брата, отправляющей её любимую дочь в другую страну.
а еще этой сцене Серсея в светлом, символизирующим слабость, а её брат в темном, что символизирует,
что пока сила в его руках
Птицы появятся в образе Серсеи еще раз - в момент решающей битвы, когда проигрыш противнику мог означать потерю власти и даже смерть. Здесь художники снова сочетают трепетность и хрупкость птицы и воинственность металлического корсета Серсеи, чтобы показать, что под латами и видимой уверенностью в себе скрываются страх и слабость.
Но есть в жизни Серсеи и короткий период, когда сила её максимальна. Избавившись от своих врагов (в том числе и мужа), Серсея становится королевой-регентом, обладательницей единоличной власти. В это время её наряды становятся более ярких и насыщенных цветов, она носит высокие царственные прически. И что интересно, в гардеробе королевы апоявляется новый для нее зеленый цвет - отделяющий её на короткий срок от её клана (чей цвет красный и золотой) и от её роли жены и матери. В этот период Серсея - самостоятельная сильная, независимая.
Правда, длится это недолго, т.к. королеве приходится снова подвинуться в сторону, чтобы уступить место королю - на этот раз своему сыну. И мастерица манипуляций, Серсея опять одевается в более мягкие цвета, как бы демонстрируя новому правителю, что стоит за его спиной и ни в коем случае его не затмевает, но поддерживает. Не случайно в одной из решающих сцен Серсея и её сын одеты фактически одинаково и в одной цветовой гамме.
Таким образом Серсея оказывается в роли "теневой" королевы, возвращаясь к своим более традиционным ролям (матери, любовницы своего брата, представительницы клана Ланнистеров), что в свою очередь возвращает и традиционно-женскую цветовую гамму (оттенки красного/розового/розово-лилового) в её наряды.
В контексте стиля
Костюмы Серсеи интересны не только своей "разговорчивостью" на экране, но и тем, что в стилевом контексте являются воплощением традиционного (не современного) символа статуса, богатства, власти - какими их знали до того, как миру были представленны минимализм, унисекс и андрогинность. И чьи вариации на тему мы все еще встречаем на подиуме в колеекциях некоторых брендов и в fashion editorials. Не могу удержаться и не показать возможные "осовременненные" версии некоторых костюмов Серсеи:
Идея высокого статуса и богатства подчеркивается в первую очередь качеством материалов, а также сложной отделкой, за которой стоит кропотливая работа (и следовательно будет соответствующая цена). За счет этого такие наряды физически выглядят тяжелым, т.е. предающими вес и весомость своей носительнице.
Что интересно, такие принципы мы встречаем не только в нарядах средневековой Западной Европы, но и в традиционном русском костюме, предназначенного для представительниц высоких слоев общества.
Что в свою очередь дает подсказку, что “вынести на себе” подобный стиль способна статная и атлетичная фигура, а также хорошо прочерченное выразительное (тоже своего рода "атлетичное") лицо с четкими и не мелкими чертами.
Девушка с мягкой фактурой, кругло-плавной геометрией черт будет выглядеть “боярыней”, а обладательница хрупкой конституции и тонких черт лица банально может оказаться физически "придавленной" таким нарядом.
Также для создания царственного образа помогает и то, что актрисе Лене Хиди искусственно понизили контрастность (*и северно-европейские женщины, и славянки традиционно светлые и низко-контрастные). В современном контексте этот прием сохраняет актуальнось, т.к. для женщины с темным колоритом, экзотическими чертами и/или высоким контастом строить образы на основе подобных мотивов оказывается сложнее - ассоциативная цепочка при сочетании подобных внешности и стиля выстраивается в другом направлении, так что оказывается challenging не скатиться в костюмность “тысячи и одной ночи” и выглядеть современно.
Ну и напоследок не откажу себе в том, чтобы пофантазировать еще немного и попробовать представить, как могли бы выглядеть образы Лены-Серсеи, если действия "Игры престолов" происходили в современном мире. Мне в этом случае хотелось бы добавить четкость и даже жесткость её силуэтам. И конечно же, разбавить юбочно-платьевый гардероб брюками!
И на сегодня у меня все, продолжим на следующей неделе!