Оригинал взят у
na_shpilke в
"Костюмные" [почти] понедельники: продолжаем "Игру престолов"Начало новой недели, а значит, самое время для нового “костюмного” поста, посвященного героям “Игры престолов”. И как я пообещала вам в конце
предыдущего "костюмного" поста, сегодня продолжим сарториальный анализ образов одной из главных героинь, чей стиль на протяжении фильма претерпевает особенно значительные метаморфозы.
Первое впечатление от Дейнерис Таргариен художники по костюмам создали посредством легких платьев пастельных тонов, не имеющих четкой формы, что должно подчеркивать мягкость и податливость своей хозяйки. Однако перемены в её жизни не заставили себя долго ждать, запустив процесс эволюции её личного стиля.
Я уже неоднократно упоминала, что одной из центральных задач, стоящих перед художниками по костюмам является визуальное отражение на экране характера персонажа, а также тех перемен, которые по сценарию происходят в его/её жизни. Костюмы "Игры престолов" блестяще справляются с этой задачей, что мы и видим на примере Дейнерис.
В контексте фильма
Вынужденный брак с вождем кочевого племени экстремально изменил образ жизни героини, буквально вырвав её из комфортного дворцового окружения, заставив вести кочевой образ жизни. И подобно нежному комнатному цветку, Дейнерис оказалась совсем неподготовленной к подобной жизни, оказавшись в седле в своем тонком и открытом нежно-розовом "домашнем" платье, не способном защитить её во время длительного перехода.
Этот образ также является своего рода костюмной метафорой, параллелью её брака, где [на первом этапе] Дейнерис оказывается абсолютно незащищенной от своего сильного, даже агрессивного супруга, для которого она пока что красивая, но безвольная кукла. Эту разницу между ними подчеркивает в том числе и одежда - на фоне легкого платья костюм вождя, состоящий целиком из плотной темной кожи и дополненный металлическими элементами, подчеркивающими его статус, выглядит особенно воинственным и доминирующим.
Однако в выпавших на её долю трудностях и в крутых жизненных переменах Дейнерис удается разглядеть шанс взять судьбу в собственные руки и из безвольной куклы превратиться в сильную молодую женщину, что и запускает процесс эволюции её образа, так что мы становимся свидетелями радикальной перемены. Нежные дворцовые платья в пастельных тонах Дейнерис меняет на одежду кочевников, в результате чего полностью меняется заряд её образа, связанные с ним ассоциации и "мессадж"/посыл.
Меняется цветовая гамма нарядов Дейнерис - от пастельных оттенков, привычных в её прошлой дворцовой жизни, героиня переходит к одежде природных "земляных" тонов, в которые одеваются люди её нового племени. Что на самом поверхностном уровне является логичным выбором для тех, кто ведет кочевой образ жизни и находится на открытых территориях и под открытым небом. Однако здесь можно увидеть и определенный символизм - одеваясь в "природные" цвета кочевники таким образом отмечают и свою близость к природе, так что их образы ассоциируются со свободой, некоторой дикостью, с природными инстинктами, нежели с цивилизацией и этикетом. Что дополнительно поддерживается и тем, какие фактуры и ткани используются в их образах.
В кочевой жизни нет места легким воздушным изысканным материалам, к каким была привычна Дейнерис (в том числе и потому, что кочевой образ жизни не предполагает развитие мастерства, ремесел). Вместо них предпочтение отдается плотным и крепким материалам, которые способны служить долго и выдержать много, как кожа и грубо обработанные ткани. Так что в новых нарядах Дейнерис гладкие и тонкие ткани заменяют шершавые и грубые материалы, что также символизирует её личные перемены - брак с вождем и кочевой образ жизни закаляют героиню, за это время она сама как будто обветрилась и загрубела, стала менее хрупкой, увереннее в себе, сильнее. И потому не случайно в её наряде теперь присутствуют исконно мужские элементы - кожаные штаны и высокая закрытая обувь, одновременно более комфортные для верховой езды, но также символизирующие такие маскулинные качесва как независимость, сила.
Метаморфозы в одежде также дополняют изменения в образе Дейнерис в целом. Так, ранее художники по костюмам усиливали то впечатление нежности и женственности, которое склонна производить округло-мягкая внешность героини, делали они это посредством распущенных пушистых волос, не собранных в прическу и таким образом добавляющих облику мягкость и расплывчатость. Теперь же волосы Дейнерис отчасти собраны в косы, что с одной стороны имитирует прически людей её племени, а с другой - добавляет облику фактурность, визуально укрепляя его.
а еще здесь можно отметить интересную связь стиля и культуры: так, во многих культурах распущенные длинные волосы символизируют юность, девичесть и характерны для девушек незамужних, в то время как после замужества волосы принято либо скрывать, либо заплетать в косы
И для особо внимательных также нужно отметить, что на первом этапе Дейнерис заплетает в косы только часть волос, так что её прическа все еще остается женственной, умеренно мягкой, что, как мы увидим далее, ещё изменится, так что keep this in mind.
Итак, мы видим весьмя экстремальные перемены в образе героини, которые символизируют не только изменения в её образе жизни, но и личные метаморфозы. Однако, эти изменения имеют одну важную особенность, небезынтересную для тех, кто занят поиском личного стиля и сегодня. И чтобы понять его, давайте разберем этот этап "стильной эволюции" этой героини с точки зрения психологиии стиля.
Дейнерис Таргариен действительно радикально меняет свой образ,но если присмотреться, то можно увидеть, что эти перемены являются...имитацией, достаточно буквальным копированием стиля окружающих её женщин-кочевниц. И хотя в таком образе героиня сильно отличается от предыдущей версии себя, она мало чем отличается, оказавшись в группе своих новых соплеменниц.
В новом образе Дейнерис практически нет элементов, которые бы отличали её как личность от общей группы (за исключением чуть большего количества металлических украшений на поясе, символизирующих её статус жены вождя), и это говорит нам о том, что на данном этапе это принятие стиля группы (подобно тому, как сегодня в общем стиле одеваются представители определенной суб-культуры). Т.е. Дейнерис действительно стала сильнее, копирование нового стиля её укрепляет, однако пока что эта сила идет не изнутри, её источник внешний - принадлежность к племени, их культура и свободный образ жизни. Пока еще это не личный стиль, хотя героиня начинает двигаться в этом направлении.
Так, становясь более независимой и уверенной, Дейнерис обращается к своим корням, ищет связь с прошлым, со своей культурой. И как результат, её наряд уже дополняет ожерелье, похожее на когти дракона (ибо она происходит из династии, в прошлом, управлявшей живыми драконами). А следующий шаг в смене имиджа героини ведет к тому, что её новый наряд теперь отличает её от окружающих женщин племени.
Хотя её новый костюм остается близок к природной цветовой гамме и также является не гладким, имеющим выраженную фактурность, и цвета, и фактура на этот раз выбраны так, чтобы выделять Дейнерис из общей толпы.
Теперь в её образе присутствуют золотой и синий цвета - оба символизируют её царственный статус. И если золотым цветом все просто, то что касается синего, по словам главного художника по костюмам Мишель Клэптон, это находка её команды - создавая костюмы кочевников как отражение их [вымышленной] культуры, художники выбрали синий в качестве их торжественного и царственного цвета, который используется вождями, а также во время больших торжеств племени (*так, во время бракосочетания сам вождь расписан синей краской).
Также изменился и силуэт костюма Дейнерис - теперь ее наряд выглядит менее воинственных и атлетичным, более "заземленным", что отчасти связано с её грядущим материнством. И таким образом смена силуэта отмечает, что источник силы героини переместился - от извне вовнутрь, в буквальном смысле.
И не менее знаменательным оказывается появление в образе Дейнерис нового материала, новой фактуры.
Героиня ищет связь со своим прошлым и отражает это в своем наряде, заменяя грубую ткань и кожу, характерую для костюмов кочевников, на кожу рептилии, которая связывает её с образом дракона и имитирует поверхность драконьих яиц, полученных Дейнерис в качестве приданного/свадебного подарка. В своем новом наряде Дейнерис как будто облачается в драконью чешую, что как бы предсказывает, что недалек тот час, когда ей суждено стать Матерью Драконов. И чтобы усилить этот "драконий" мотив, в решающий момент мы видим героиню вот с такой прической, где косы имеют сходство с драконьим гребнем:
Все это новые элементы, которых нет в костюмах кочевников, и которые являются уникальными для нового образа Дейнерис, обозначая тем самым формирование её самостоятельной личности, чей источник силы находится внутри, и также формирование её личного стиля.
В контексте типажа и стиля
А теперь давайте рассмотрим эти первые серьезные стильные метаморфозы образа Дейнерис с точки зрения типажа и их применимости в реальной жизни. Ибо художники "Игры престолов" решали здесь интересную задачу (и их принципы могут быть отчасти актуальны сегодня) - как визуально укрепить мягкий женственный типаж, не создавая при этом неудачных контрастов с внешностью.
По требованию сценария художникам “Игры престолов” пришлось создавать из плавной Эмилии Кларк (играющей роль Дейнерис) женщину-амазонку - образ, который традиционно рассчитан на типаж, значительно отличающийся от облика актрисы - обладающий атлетичным телосложением, включая рост и подтянутость вплоть до некоторой "сухости". Также большую убедительность такому образу могут придать несколько угловатые, экзотичные черты лица, приближающие внешность к типажу tribal.
А вот Дейнерис-Эмилия обладает иным типажом, поэтому лепить из нее амазонку особенно непросто в виду её внешних данных, которые не ассоциируются с физической атлетичностью, крепостью, силой - начиная с округлой геометрии черт, продолжая мягкой конституции и небольшим ростом, общей компактностью. Плюс, светлый колорит и низкая контрастность, т.к. по сценарию у героини белые длинные волосы, поэтому усилить образ посредством окрашивания волос в более темный тон также не актуально.
Поэтому при "укреплении" такой внешности особенно важно соблюдать баланс - цвета, фактуры, формы, чтобы ни один из этих параметров не вышел за рамки допустимого диапазона и не превратился в подавляющий [свою хозяйку]. И потому столь удачным было решение добавлять в образ Дейнерис откровенно воинственные элементы, но сделать акцент на переходе от утонченности к необработанности, от гладкости и воздушности к фактурности (насктолько, насколько позволяет типаж) и приближение к естественности и природе.
Цветовая гамма таких нарядов выбрана таким образом, чтобы не "побеждать" низкоконтрастную внешность (т.е. природные оттенки, гармоничные для конкретного колорита), плюс, фактурность материалов (опять же, ассоциирующаяся больше с близостью с природой и необработанностью, нежели с воинственностью).
*Это поддерживается тем, что художники и стилисты сделали внешность актрисы более шершаво-фактурной: макияж имитирует припыленность лица, волосы менее гладкие и пышные. Правда, эти приемы хороши на экране для актрисы, играющей кочевницу, но менее актуальны в жизни, т.к. вам вряд ли захочется выглядеть так, как будто у вас грязное лицо и давно не мытые волосы.
А вот то, что в костюме Дейнерис-амазонки сохранены отчасти женственные мотивы, в том числе в силуэте (т.к. её типаж романтинчый, а не воинтственный), это интересная находка, которую можно взять на заметку.
За сим на сегодня все. А продолжение - уже на следующей неделе, так что stay tuned!..