Вуолы

Dec 11, 2024 03:08



IMGP4326.jpg © sidgad.iMGSRC.RU


Немного опущу хронологию событий и расскажу про Вуолы. Практически бестолковая, но приятно освежающая поездка дала глоток свежево воздуха и возможность посмотреть на красоты наступившего ноября. Воздух был свеж не смотря на соседство с этим местом мусорного полигона, который перегородил короткую дорогу, а также огороженного забором частного поля. Пришлось добираться в обход и немного прогуляться по окрестностям, а они радовали глаз. Ноябрь имеет дурную славу крайне депрессивного времени в наших шоротах, но на самом деле не всякий другой месяц обладает такими сочными и яркими красками, не душит однообразием зелени и снежной белизны, а предоставляет широкй спектр цветов. А ещё в этот день был туман. В туманный день я обычоно особенно себя ощущаю, особенно тупо. От того приятно меньше думать и больше чувствовать и созерцать.
2.


IMGP4311.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

3. Пробираться кладбищу пришлось заросшими холмами, кромкою леса и окраиной поля. Смотреть было на что.


IMGP4313.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

4.


IMGP4316.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

5. Особенно радовало, что в какой-то момент я потерял связь с реальностью и перестал ориентироваться в пространстве, но кладбище я узнал. Во первых по характерному рельефу, а во вторых по аккуратной гряде валунов опоясывающий лесистый пригорок.


IMGP4319.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

6.


IMGP4320.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

7.


IMGP4322.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

8. Это памятный крест на месте где находилась кирха в Вуолах.


IMGP4324.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

Ну и о самом месте. В отличии от других Ингерманландских приходов, этот был основан несколько позже по времени, в 20-ых годах XVIII века. А кирха в честь святого Иоанна ведёт свою историю с 1730 года, деревянная, но довольно вместительная, на (какая точность!) 585 мест. Сама деревня Вуолы была довольно крупная, и имела разный этнический состав: по переписи 1849 года в ней начитывалось 451 человек, 349 финнов-эвримейсов и 108 ижор. С годами рост населения был не большой, в 1875 году в деревне насчитывалось 60 дворов (а в соседней и более древней Матоксе всего 8). Землями этими владели графья Остерманы, затем Остерманы-Толстые, а затем Галицыны. В самом же приходе в середине XIX века насчитывалось 3500 человек, а к 1917 году количество прихожан выросло до 6700. Как ни странно, но про постройку новой кирхи ничего не говориться, а говориться только что она реставрировалась в 60-ых и 70-ых годах XIX века, то есть изначальная достояла до XX века. В Вуолах была лютеранская церковно-приходская школа (1875), правослвная воскресная школа (1889), библиотека (1891), двухклассная земская школа (1910), а также и церковно-приходская богадельня.
9. Памятный крест на месте, где стояла кирха


IMGP4329.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

Так это выглядело в 1911 году:





10.


IMGP4331.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

11.


IMGP4332.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

12.


IMGP4334.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

13.


IMGP4338.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

14.


IMGP4339.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

15.


IMGP4340.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

16.


IMGP4341.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

17.


IMGP4344.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

18.


IMGP4345.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

19.


IMGP4346.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

20.


IMGP4349.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

21.


IMGP4350.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

22.


IMGP4352.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

Осмотревшись немного на кладбище пробежимся по истории после 1917 года, а она хоть и очевидная, но любопытная. К 1926 году Вуолах насчитывалось 130 дворов, из которых только 30 было русских, и 609 человек, или, как ещё продолжали считать, душ. С 1929 года появился первый колхоз, а зажиточных крестьян раскулачили. Финны начали потихоньку бежать в Финляндию. Кирху уже в 1931 переоборудовали в клуб, пастора Адама Куорти сослали на Соловки. Тем не менее, работали финские школы, выходила финоязычная пресса, приход приписали к Токсову. Ситуация начала меняться в середине 30-ых годов. Вдоль государственной границы с Финляндией начали активно строить укреп-район, на месте окрестных хуторов и деревень стали появляться военные городки, устраивались доты, дзоты и противотанковые надолбы, а местное население переселялось в Вологодскую область. Так исчезло до двух десятков деревень. В 1939, с началом Зимней войны финские школы были закрыты, издания на финском языке запрещёны, а финское население попало под массовые репрессии. В марте 1942 года оставшихся собрали и в 24 часа эвакуировали под конвоем в Иркутскую и Красноярскую область.
23.


IMGP4353.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

24.


IMGP4354.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

25.


IMGP4355.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

После войны эти места находились в запретной зоне, и мало кому удалось вернуться на родину. До сих пор в этих местах распологаются во множестве военные части и стоят брошенные военные городки. Само кладбище ещё в 50-е годы распахали танками военные, а кресты утилизировали. Собственно, можно наблюдать то немногое, что осталось.
26.


IMGP4356.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

27.


IMGP4357.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

28.


IMGP4359.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

29.


IMGP4360.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

30.


IMGP4362.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

Чтоб не заканчивать на такой грустной ноте давайте закончим на другой. Можно по случаю упомянуть недавно прочитанное. Автор публицист Анатолий Бахтиаров в 1887 году описывает коммунально-бытовое устройство Петербурга и в частности упоминает чухон в отдельной главе. Дабы понять его великодержавное отношение к ним, особо меня тронувшее, лучше прямо процитировать начало: " В отношении своего населения наша северная столица имеет своеобразную физиономию: куда вы здесь ни взгляните, то всюду встретите угрюмого "пасынка природы" чухонца". Дело не в цитировании Пушкина, а вообще в таком, колониальном отношении к абборигенам, примерно, как в то время в Америке к индейцам и чернокожим. Стоит заметить, что многим народам от него досталось, а особенно татарам: "Этот потомок Мамая смиренно склонив голову перед великорусским племенем, или занимается теперь мелкой розничной продажей халатов и казенного мыла, или чинит конюшни своего господина". ..." не имеют даже и поползновения занять более высшее общественное положение, чем то, которое они теперь занимают". Однако я отвлёкся.
В главе упоминается много разных промыслов которыми и работ которыми занимались "чухны" в городе и за городом: лесной промысел, сбор и заготовка ягод, грибов, ивовой коры для кожевенников, дрова, корзины, рыболовство, в городе извоз, торговля, трубочисты и золотники, особо ценились в городе женщины-чухоки в качестве домашней обслуги, служанки, няньки и экономки за аккуратность и чистоплотность. Ну и ещё одним основным промыслом было производство молочной продукции: молоко, сливки, чухонское масло, было особо развито в ближайшем к городу Шлиссельбургском уезде, в Токсовском и Колтушском районах. Что про Токсовский район, что про Матокский (то есть Вуолы) упоминают, что крестьяне уже к 1870 годам выкупили свои земли и работали на себя.
31.


IMGP4363.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

32.


IMGP4365.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

33.


IMGP4370.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

Так вот, был и ещё один специфический промысел, которым занимались преимущественно чухонцы и преимущественно в районах с развитым производством молочной продукции - это "питомнический промысел". "В Шлиссельбургском уезде им заняты 1\10 всех крестьянских семей. В Токсовской волости это число поднимается до 3\10, а в Матокской до 2\5". Что ж это такое? В Петербурге того времени существовали разные социальные и государственные и частные учреждения, как то "Убежище для секретных рожениц", "Петербургское родовспомогательное заведение", при каждом полицейском участке был родильный приют. Из этих заведений, из других разных мест и напрямую отказные и незаконнорожденные младенцы попадали в Воспитательный дом им. И.И.Бецкого (нынешний корпус РГПУ им. А. И. Герцена на Мойке 52), куда их ежегодно попадало до 10 тысяч. Причём в 1882 году из 8500 младенцев из самого города оказывалось только 3000, а остальные из близлежащих областей, Новгородской, Псковской, Тверской, Витебской и других губерний. Там детей принимают, делают медосмотр, крестят, больных отправляют в лазареты на лечение (сифилитиками и недоношенными конечно беда), здоровых держат 2-3 недели (не более 6 недель), а потом отправляют в деревни к берущим их на воспитание крестьянам и кормилицам.

34.


IMGP4372.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

35.


IMGP4374.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

36.


IMGP4375.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

"За содержание питомцев чухны получают: до 2-летнего возраста - 30 рублей в год, 6-летнего - 24, 10-летнего - 18, 15-летнего - 12. С пятнадцатилетнего возраста плата за содержание прекращается, так как в предполагается, что питомец в эти лета представляет уже рабочую силу". Кормилица помечает свой дом специальной табличкой, и за ребёнком осуществляется надзор со стороны сотрудников воспитательного дома, а также врача. Русские крестьяне Гдовской губернии называют такой промысел "производством ангелов", вследствие громадной смертности питомцев - до 75% до годичного возраста.
Такая история и до того нигде про такое мне читать не приходилось.
37.


IMGP4378.jpg © sidgad.iMGSRC.RU

Как-то рассказывая про кладбище непросто закончить не на грустной ноте, даже когда и не про кладбище рассказываешь. Само так получается.
Что ещё стоит добавить. На обратном пути я также заехал на кладбище прихода Valkeasaari, что в нынешнем Белоострове. Небольшой пустырь потерялся среди узких улиц дачных массивов и частных домовладений. Ни от кирхи, ни от кладбища не осталось абсолютно ничего. Нашёлся один единственный камень с характерными двумя отверстиями сверху - место крепление чугунного креста, и больше ничего. Насколько я понял, такая же ситуация или близкая в Гатчине. Надо будет добраться и туда.

Ингерманландия, кладбище

Previous post Next post
Up