Эта поучительная история рассказывает о необычном эксперименте, который в 1931 году провела семья американских биологов - Уинтроп и Люэлла Келлог.
Прочитав статью о печальной судьбе детей, росших среди животных - волков или обезьян, биологи задумались: а что, если сделать наоборот - попытаться воспитать обезьяньего детеныша в человеческой семье? Не приблизится ли он к человеку?
В итоге подобный эксперимент было решено провести, и Йельский центр по изучению человекоподобных обезьян одолжил им маленькую самку шимпанзе, которую звали Гуа. Ей было семь месяцев, а их сыну Доналду - 10.
Гуа приняли в семью и стали воспитывать наравне с Доналдом. Друг другу они понравились и вскоре стали неразлучны. Экспериментаторы записывали каждую деталь: Доналду нравится запах духов, Гуа его не любит. Проводили опыты: кто быстрее догадается, как с помощью палки добыть печенье, подвешенное к потолку посреди комнаты на нитке? А если завязать мальчику и обезьянке глаза и позвать их по имени, кто лучше определит направление, откуда идет звук? В обоих тестах победила Гуа. Зато когда Доналду дали карандаш и бумагу, он сам начал что-то карябать на листе, а обезьянку пришлось учить, что можно делать с карандашом.
Попытки приблизить обезьяну к человеку под влиянием воспитания оказались скорее неудачными. Хотя Гуа часто передвигалась на двух ногах и научилась есть ложкой, даже стала немножко понимать человеческую речь, она приходила в замешательство, когда знакомые люди появлялись в другой одежде, ее не удалось научить выговаривать хотя бы одно слово - «папа», и она, в отличие от Доналда, не смогла освоить простенькую игру типа наших «ладушек».
Но это бы еще ладно, а тут стали происходить не очень хорошие вещи. Выяснилось, что к 19 месяцам и Дональд не блистал красноречием - он освоил всего три слова. И что еще хуже, желание поесть он стал выражать типичным обезьяньим звуком вроде взлаивания. Родители испугались, что постепенно мальчик опустится на четвереньки, а человечий язык так и не освоит. И Гуа отослали обратно в питомник. На этом эксперимент завершился.
Что было далее с Доналдом, история умалчивает. Остается лишь надеяться, что он вскоре наверстал упущенное в развитии. А мораль "сей басни", наверное, понятна...
Гуа и Доналд. Фото из
www.inauka.ru