Ускоренное обучение по Бадмаеву

Apr 08, 2010 15:48



Довольно любопытная методика, позволяющая, по данным автора, ускорить обучение в несколько раз без потерь в качестве усвоения материала ( часто качество усвоения даже выше, чем при традиционном обучении ). Причем, независимо от того, чему учим, моторным навыкам либо какому-то из видов интеллектуальной деятельности.

Первым шагом в обучении по Бадмаеву является определение целей обучения - научиться к-л частному навыку либо умению решать практические задачи в какой-то отрасли деятельности. Очевидно, если цели другие или вообще отсутствуют, то и обучение будет малоэффективным. Сей простой факт при традиционном обучении часто проходит мимо внимания.

В основе методики - использование так называемой Ориентирующей Основы Действия. По сути, это последовательность действий, обычно в виде блок-схемы. ООД воспроизводит очередность рассуждений или действий при решении практических задач по теме обучения. Лично мне ООД напомнила алгоритмы экспертных систем.

ООД строятся в двух видах - полном, которую использует обучаемый при первоначальном усвоении материала, и сокращенном, которая используется учеником на следующем этапе в качестве шпаргалки. В дальнейшем, обученный перестает пользоваться и такой шпаргалкой.
Обучение состоит в решении не теоретических задач, как это часто бывает, а чисто практических, типовых для изучаемой области. При этом, ученик медленно и вдумчиво проходит по всем блокам ООД, соответствующим условиям задачи. Обязательным элементом является проговаривание рассуждений вслух. Если обучение групповое, то остальные ученики в это время следят за ходом решения задачи.

Интересными моментами методики является ориентированность изучаемого материала таким образом, что ученику запоминается, в первую очередь, алгоритм решения задач, а не просто структурированная теория.
То, что ООД является, по сути, "бумажным" вариантом экспертной системы - тоже неспроста. Хорошо известно, что гораздо лучше запоминается то знание, отдельные элементы которого связаны друг с другом некой ассоциативной цепочкой.

Из минусов у методики замечен только один - необходимость предварительного построения ООД. То есть применять данную методику в полной мере представляется целесообразным только при серийном, массовом обучении. Можно, конечно, и для себя простраивать ООД, но вряд ли это даст большой выигрыш по времени обучения. Идеальным вариантом было бы "натравить" на уже существующий учебник некий семантический анализатор, чтобы он построил соответствующую ему ООД, но маловероятно, чтобы такой анализатор появился в ближайшем будущем. Так что самоучкам пока придется по старинке.

скачать книгу Бадмаев Б.Ц., "Психология и методика ускоренного обучения"
Previous post Next post
Up