Время как оно есть. Или некоторые соображения о концепте «кала» в контексте тантрической метафизики

Apr 07, 2012 19:20


Серия последующих размышлений была спровоцирована докладом О. Ерченкова http://aryadev-beda.livejournal.com/81169.html?view=276497#t276497

По теме, совпавшей с темой моих исследований, имею сказать следующее.
С точки зрения системы 36 таттв категория kalа tattva выражается фонемой «la».

Эта фонема, как и все согласные образуется уплотнением гласных  (в данном случае - уплотнением гласной «ḷ»), которые, обретя плотность и приняв форму согласных, не отклоняются от своей природы. Накапливание плотности (уплотнение) гласных производится благодаря baindavī kalā  - группе из 6 шакти («а», «ā», «i», «ī», «u», «ū»).

Baindavī kalā  отражают первые шесть этапов внутренней манифестациии  и являются формами совершенных самодостаточных энергий, не отделенных от своей базовой сущностной природы, покоящихся на нераздельном уровне сознания. Вaindavī значит «принадлежащее бинду», которая является чистым осознаванием и символизирует здесь высшую самость. Эти энергии кажуться различными в силу объектов восприятия, с которыми они ассоциируются. Такая дифференциация длится лишь до тех пор, пока в силу ограничения есть объекты восприятия. Иными словами, такая концептуальная дифференциация существует лишь для различающего сознания.

Способом познания объекта (субъектно-объектным способом познания) является постижение, схватывание объекта. Способ познания знания отличен от субъектно-объектного способа познания. Этот способ называется самоосвещение (свайампракаша). Свет не делает себя своим объектом, однако он освещает, высвечивает себя. Он освещает себя субъективно. Подобным же образом, знание становится осознающим себя, не делая себя своим объектом, оно делает это посредством самоосвещения. (КШКМ)

Гласная «ḷ», уплотнением которой образуется фонема «la» (kalа tattva), является амрита-биджей. Четыре амрита- биджи выражают четыре стадии переживания пустоты («шуньятишунья»), известного как состояние анашрита-шивы.



Это состояние возникает в результате того, что иччха «i» (совершенная воля) действует одновременно в двух направлениях: с одной стороны она отрицает трансцедентный аспект ануттара-чит, создавая таким образом пустоту, с другой она служит причиной дальнейших эманаций для заполнения созданной пустоты. (Философия Саддханы)

Отрицание иччхой аспектов ануттара «а» и ананда «ā» (самоосвещающего «я-сознания») - это проникновение в «не-бытие», пустоту. «Сознание, которое есть ануттара «а» и ананда «ā», не распространяется в первых четырех сферах  «ṛ», «ṝ», «ḷ», «ḹ» крийа-шакти... » (Паратришика-виварана)

Гласная «ḷ» соответствует состоянию переживания пустоты в аспекте устойчивости и неподвижности,  выражает тот этап, когда иччха, развивающаяся в своем собственном поле, т.е. проникающая  в себя саму, являющуюся пустым пространством (вьомой или шуньей), которое следует за жаром огня воспринимающего субъекта (прамата-теджас), внезапно выходит на уровень пустоты, который ничем не ограничен и стабильно устойчив.

Уплотнением «ḷ» вызывает то, что иччха-шакти, развивающейся в направлении отрицания трансцедентного аспекта «я-сознания» приводит к проявлению иманентного аспекта «я-сознания», то есть ограниченного субъекта.

Аспект неограниченности в смысле «за пределами ограничений» в сфере проявленного выражается как неограниченность ограниченного, то есть неограниченность дискретной последовательности.

Например, когда говорят, что Шива вечен и бесконечен, то имеется ввиду, что он за пределами времени и пространства, вне времени и пространства, не ограничен ими.  В сфере проявления концепции вечность и бечконечность имеют другой смысл. Говоря, например, «вечная память» или «бесконечное небо» подразумевается, что существует время, состоящее из моментов, которым нет конца. Или что существует пространство, состоящее из точек, которым нет конца. То есть неограниченность здесь - это неограниченность дискретной детерминированной последовательности. Дискретность и детерменированность - выражение в сфере проявленного аспекта стабильной устойчивости, отраженного в гласной «ḷ».

Таким образом, ограниченный субъект, пытаясь познать свою природу, обнаруживает бесконечно-последовательную вложенность (бесконечную в смысле невозможности добраться до конца последовательности), предел возможностей самопознания, определяемый самим принципом его (субъекта) ограниченности, что проявляется как кāла и калā.

Кāла - ограничение самого способа существования субъекта, обуславливающий сознание, способ мышления. Эта канчука вызывает  чувство последовательности (крама), которое переживается как время, ощущение  «до» и «после» (пурвапара). Без последовательности не может быть времени. «В действительности, последовательность и время - это одно и то же; настоящий смысл выражения «одного за другим» - это время». (КШКМ)

Калā - чувство ограничения возможностей, вызванное дискретностью, «нецельностью» восприятия, которое создает ощущение недостатка, нужды в чем-либо, которое обуславливает и  вынуждает к совершению действий (кармических, обусловленных недостатком) для удовлетворения этой нужды. (КШКМ стр. 85)

Такие аспектыкак  дискретность, конечность, определенность, твердость отражаются биджей «lаm», являющейся притхвибиджей.

кашмирский шиваизм, исследования

Previous post Next post
Up