Диана Арбюс : «Фрики - те, кого я часто снимаю. Они были одними из первых моих моделей и остаются ими поныне. Я обожала их. Некоторых люблю и по сей день. Не могу сказать, что они мои лучшие друзья, но с ними я испытываю особые чувства - смесь стыда и благоговения. Людей с физическими отклонениями многие воспринимают как сказочных героев, которые заставляют тебя остановиться и требуют ответа на неразрешимую загадку. Дело в том, что многие из нас идут по жизни, пытаясь избежать травм и потрясений. Фрики рождаются с травмой. Они уже прошли это испытание. Они от рождения - аристократы».
Темой творчества Арбюс были сюрреальность, больные и покалеченные люди в их повседневности. Она фотографировала тех, кто по мнению общества, являлся его аутсайдерами: трансвеститов, карликов, проституток, душевно и физически ущербных людей. Как следствие, Диана в поисках натуры для подобного «экстремального» обнаруживает несколько нью-йоркских клубов с трансвеститами, где находит своих первых моделей. Большое влияние на Арбюс оказал вновь открытый в 1961 году после долгого забвения фильм Тода Броунинга «Уродцы» (Freaks, 1932), в котором снимались наряду с обычными актёрами циркачи с экстремальными физическими отклонениями. Впоследствии Арбюс приложила значительные усилия, чтобы познакомиться с такими людьми, добиться их доверия и согласия позировать для фотосессий.
Запечатлевала Диана и обычных людей. С помощью «внимательного всматривания» Арбюс препарировала обыденность в мистический триллер. Снимала будни и нехитрые американские праздники таким образом, что они превращались в дьявольские ритуалы.
Схватывала в облике портретируемых такой момент, когда вдруг проступала, по ее выражению, их «особость», часто слишком неприглядная.
Она оказалась первым фотографом, фланирующим в трещинах и разрывах людских душ. Когда облик расползается по швам. Эту трещину - между видимым и скрытым - любой человек пытается завуалировать. «Каждый из нас хочет выглядеть одним способом, а получается совсем другой. На улицах как раз и бросаются в глаза эти изъяны. Ведь весь наш облик - это знак того, как мы хотим, чтобы о нас думали. Но всегда имеется разрыв между желанием и реальностью. В этом заключена горькая ирония - то, что ты внутренне желаешь, никогда не проявляется в полной мере». Надетая маска в глазах Арбюс не скрывает, а, наоборот, выдает тайны.
После перенесённого в 1966 и 1968 годах гепатита у Дианы обостряются приступы депрессии и, несмотря на длительные курсы терапии, боли усиливаются. 26 июля 1971 года Диана Арбюс приняла большую дозу барбитуратов и вскрыла себе вены на руках.
В 2006 году вышел художественно-биографический фильм о Диане Арбюс «Мех» (Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus). Картина выпущена в ограниченный прокат в США. В российских кинотеатрах фильм так и не появился, вышел сразу же на DVD.
Фильм, на мой взгляд, великолепно - завораживающе - красив и причудливо-своеобразен. Его можно найти в нете на русском. Огромное удовольствие.
по мотивам:
http://community.livejournal.com/photoklassiki/2137.htmlhttp://www.if-art.com/pgallery/per/darbus/1.htmlhttp://anysite.ru/publication/arbus