ОКОНЧАНИЕ. Начало здесь:
https://sid75.livejournal.com/136231.html Я даже чуть вслух не выругалась, хотя можно было бы - живу-то я одна, ругайся, сколько влезет.
- А чего вдруг ругаться, что там такого в этих клипах? - спросите вы. Объясню. Очередной заголовок мигом напомнил мне парочку роликов, бродивших не так давно по сети. Там бойкий корреспондент разгуливал по Арбату, останавливал молодежь и задавал вопросы «на засыпку»: Что такое консерватория? Что такое «полонез»? Кто написал «Полонез» Огинского? А «Чардаш» Монти? А в каком из этих домов (высотных! на Арбате!) жил в детстве Михаил Юрьевич Лермонтов?
Ну, и так далее. Конечно, я не сомневаюсь, что были правильные и разумные ответы. Но в клип-то он отобрал тех, кто полагал, что консерватория имеет отношение к консервам, на вопрос о полонезе и Огинском недоуменно пожимал плечами, а в квартиру-музей Лермонтова обещал обязательно сходить. Конечно, от такой «эрудиции» волосы вставали дыбом, но было в этом опросе что-то подтасованное, нечестное, целенаправленно нечистоплотное.
И поэтому, увидев среди роликов ю-тюба заголовок «Кто написал Адажио Альбинони?», я сразу возмутилась - что, опять?! Хотела пройти мимо, но не удержалась, интересно стало. Альбинони - все же не Огинский с его вусмерть заигранным «Полонезом», и даже не «Чардаш» Монти. Включила - и не пожалела: это оказался не заказной опрос, а совсем другая, очень интересная и загадочная история, которой я и хочу с вами поделиться.
Томазо Альбинони, венецианский композитор и скрипач, жил на сломе 17 - 18 веков, известен был современникам как автор большого числа опер (более 50) и десятка произведений инструментальной музыки стиля барокко, но после смерти был благополучно забыт. Однако, не всеми.
Уже почти в наши времена (1910-1998) жил в Риме композитор и музыковед Ремо Джадзотто. Как композитор он ничем себя не прославил, преподавал историю музыки в университете Флоренции, вел передачи на радио и редактировал какой-то музыкальный журнал. Но более всего был он известен как исследователь жизни и творчества старых итальянских композиторов, написавший целый ряд биографий (Альбинони, Бузони, Виотти, Страделлы, Вивальди) и несколько исследований о музыке 17-18 веков.
Работая над биографией Альбинони, Ремо Джадзотто отправился в Дрезден, так как именно там в 1720-е годы жил композитор и именно там, в Саксонской земельной библиотеке, хранился архив его произведений. Но началась Вторая мировая война, а когда Джадзотто смог вернуться к своим исследованиям, ему пришлось искать партитуры Альбинони буквально на развалинах, которые остались от Дрезденской библиотеки после печально знаменитых бомбардировок этого города-музея англичанами и американцами13-15 февраля 1945 года. Но это отдельная тема.
Джадзотто издал биографию Альбинони , занялся другими биографиями. И вдруг, неожиданно для всех, в 1958 году он опубликовал знаменитое ныне Адажио, назвав его реконструкцией произведения Альбинони, сделанной по отрывку из шести тактов, который ему удалось найти в Дрезденской библиотеке. Это и есть та потрясающая душу музыка, которую мы знаем как Адажио Альбинони.
Но ему не поверили - уж слишком неправдоподобным было это восстановление по нескольким тактам - и начали исследования. Это длинная история, из которой надо отметить хотя бы пару моментов.
Во-первых, никто и никогда не видел того отрывка, который якобы нашел Джадзотто. Он всячески уклонялся от просьб показать его. Мало того, сотрудники Дрезденской библиотеки, работавшие с сохранившимися детальными каталогами, дали официальное заключение, что такого отрывка никогда не существовало.
Во-вторых, музыковеды, тщательно анализировавшие Адажио в сравнении с другими инструментальными произведениями Альбинони, сделали вывод, что оно никак не похоже ни на музыку самого композитора, ни вообще, на музыку той эпохи.
Окончательный вывод: это Адажио Джадзотто написал сам, а не восстановил по «найденному отрывку».
Почему же он это скрывал?! Блестящее произведение, одно из самых исполняемых второй половины XX века, достигшее небывалой популярности, существующее в десятках переложений, используемое в фильмах, принесшее автору не просто славу, а бессмертие.
ТАК ПОЧЕМУ?