КАК ЗАВЯЗ "ОРЛИНЫЙ КОГОТЬ"

Nov 05, 2009 03:51

В субботу, 4 ноября, в Тегеране прошли массовые манифестации, приуроченные к годовщине захвата так называемого «шпионского гнезда» - посольства США в Иране.



Тогда, 30 лет назад, захват американского диппредставительства стал поворотным событием в ирано-американских отношениях и привел к тяжелейшему в ХХ веке военно-политическому поражению США.


В феврале 1979 года в результате народных выступлений в Иране пал прозападный режим шаха Мохаммада Реза Пехлеви (1941-1979).



Во времена правления англофила и западника Мохаммада Реза Пехлеви в Иране, при поддержке США, была осуществлена программа широкомасштабных реформ, вошедших в историю как "Белая революция". Главная цель преобразований состояла в превращении отсталой аграрной страны в мощное индустриальное государство, "восточную Швейцарию". Однако поспешность и непродуманность реформ привели к прямо противоположному результату и спровоцировали антишахскую революцию 1978-79 годов.

Пришедшие к власти в стране шиитские богословы-аятоллы во главе с харизматичным имамом Рухоллой Мусави Хомейни (1901-1989), взяли курс на разрыв отношений с Западом и построение консервативного политического режима, основанного на нормах ислама. Главным объектом критики нового иранского руководства стали США, активно поддерживавшие либеральные реформы шаха и имевшие в стране свои экономические интересы. Все попытки американского президента Джимми Картера наладить диалог в Исламской Республикой Иран ни к чему не привели: руководство Ирана разорвало ряд двусторонних американо-иранских договоров и выступило категорически против предоставления беглому шаху Пехлеви убежища в США. Именно тот факт, что Дж. Картер приютил у себя в стране опального и смертельно больного монарха, стал поводом для открытого конфликта между Ираном и Америкой.



В 1962 году аятолла Хомейни возглавил забастовку исламского духовенства и открыто выступил против прозападных реформ шаха Пехлеви. В 1964 году власти Ирана выслали имама в Турцию после того, как он осудил закон об особом статусе американских граждан в Иране. Из Турции Хомейни перебрался сперва в священный шиитский город Неджеф в Ираке, а в 1978 - в Париж, где продолжил свою борьбу против шахского режима. В своих обращениях, транслировавшихся по всему миру через спутник, Хомейни пропагандировал идею свержения власти шаха и создания теократического государства во главе с духовенством. Возвращение Хомейни в Иран в феврале 1979 года стало кульминационным моментом исламской революции.
1 ноября 1979 года канцелярия имама Хомейни в священном городе Куме призвала иранских студентов всемерно расширять борьбу против США и Израиля с целью заставить администрацию Дж. Картера вернуть шаха в Иран. В тот же день прошли особо масштабные шествия, приуроченные к одному из религиозных праздников, но носящие ярко выраженный антиамериканский характер. По оценкам очевидцев, миллионы людей как в Тегеране, так и в Тебризе, Зенджане, Захедане, Мешхеде и других городах, повинуясь призыву Хомейни, скандировали резкие антиамериканские лозунги. Наконец, 4 ноября 1979 года примерно 400 человек, называвших себя членами Организации мусульманских студентов - последователей курса имама Хомейни напали на посольство США в Тегеране. Дипмиссия была захвачена за 2-3 часа. Демонстранты скандировали лозунги: «Смерть Картеру и его гостю - свергнутому шаху», «Долой американский империализм!», «Посольство США, гнездо ЦРУ, должно быть закрыто!». 53 гражданина США, в том числе две женщины - весь персонал посольства, а также состоявшая из морских пехотинцев охрана и семьи дипломатических работников - оказались в заложниках. В ответ на столь беспрецедентный акт президент Дж. Картер ввел полное эмбарго на закупки иранской нефти и приказал заморозить многомиллиардные авуары Ирана в американских банках. Хомейни, в свою очередь, разразился публичными выступлениями, которые больше походили на откровенное хамство в адрес американского президента, а также произнес новые речи, призывавшие к борьбе с "проклятыми" и уничтожению "великого Сатаны". Hо самым страшным для американского руководства и общественности стали угрозы казнить "шпионов" из числа захваченных в посольстве людей.



В 1978 году на саммите в Кемп-Дэвиде при посредничестве 39-го президента США Джеймса Эрла Картера-младшего президент Египта Анвар Садат и премьер-министр Израиля Менахем Бегин договорились о мире, взаимном признании и передаче Египту Синайского полуострова. Однако, несмотря на то, что фигура Картера сыграла ключевую роль в прекращении египетско-израильского противостояния, его президентсво прочно ассоциируется с малоуспешной и слабой внешней политикой. Главной причной поражения Картера на президентских выборах 1980 года явился провал его политики в отношении Ирана: переговоры и попытки силового освобождения американских заложников оказались неудачными. Эффект от некомпетентности Картера был усилен тем, что уже через 5 минут после того, как в должность главы США вступил Рональд Рейган, 20 января 1981 года иранцы освободили пленников, которых они удерживали на протяжении 444 дней.

Администрация США оказалась под жесточайшим давлением со стороны возмущенного общественного мнения, требовавшего освободить американских сограждан любой ценой. По мере затягивания переговоров с Ираном, которые продолжались вплоть до начала марта 1980 года, американское руководство все больше склонялось к силовому разрешению кризиса с заложниками. Уверенность американцев в возможном успехе подобных мер подкреплялась тем фактом, что за несколько лет до этого, в 1953 году, ЦРУ спланировало и успешно провело гораздо более масштабную операцию по свержению премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка (1882-1967). Однако, на этот раз, планирование операции осложнялось тем, что Тегеран находился в глубине иранской территории, на значительном расстоянии от дружественных США стран. Заложников удерживали не в аэропорту, и это сильно затрудняло их эвакуацию. Разведывательная деятельность осложнялась многолюдностью Тегерана, обилием исламских военных и милиции в районе посольства. Следовало соблюдать режим строжайшей секретности и избегать любой утечки информации. В конечном итоге, 8 апреля 1980 года, после окончательного провала переговоров об освобождении пленников и официального разрыва дипломатических отношений между Ираном и США, руки у администрации президента Дж. Картера оказались развязаны.



В 1953 году директор ЦРУ выделил 1 миллион долларов для проведения операции "Аякс" по свержению премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка, который в одностороннем порядке национализировал нефтяную отрасль страны и разорвал дипломатические отношения с Великобританией. После свержения Моссаддык был сослан в имение Ахмедабад под Тегераном, где долгое время находился под надзором властей.
Проведение силовой операции по освобождению американских заложников под кодовым названием "Орлиный коготь" было решено возложить на недавно созданное военное контртеррористическое подразделение "Дельта" (Delta Force), главной задачей которого являлось спасение заложников, организации барикад и специализированная разведка. 16 апреля 1980 года Объединенный Комитет начальников штабов дал "добро" на проведение силовой операции, а с 19 по 23 апреля 1980 года спецназовцев перебросили в юго-западную Азию. Одновременно с этим в Тегеран были направлены специальные агенты для сбора разведданных.

Планирование операции



Тактические транспортные самолеты С-130 - один из ключевых элементов операции "Орлиный коготь"
Общее командование операцией "Орлиный коготь" было возложено на армейского генерал-майора Джеймса Вота. Непосредственное руководство группой "Дельта" было поручено ветерану Вьетнама полковнику Чарльзу Элвину Бэквиту, известному как "Chargin' Charlie". План освобождения иранских пленников был очень сложным, длительным (рассчитанным на двое суток) и многоэтапным из-за удаленности Тегерана от морских границ и размещения заложников в крупном городе. Детали плана были рассекречены лишь несколько лет назад.



Вертолеты RH-53D Sea Stallion, взлетевшие с борта авианосцаUSS Nimitz (CVN-68) направляются в Иран (все останутся там навсегда)
В операции "Орлиный коготь" предполагалось задействовать силы четырех родов войск США. Восемь вертолетов военно-морского флота с экипажами из морской пехоты RH-53D должны были вывозить спасенных. 12 самолетов ВВС, из них четыре спецназовских MC-130E "Комбат Тэлон", три специальных воздушных командных пункта EC-130E "Коммандо Соло", три "летающих батареи" - имеющих мощное бортовое пушечно-пулеметное вооружение AC-130 "Спектр", и два огромных военно-транспортных C-141 "Старлифтер" должны были поддерживать операцию. Атомные авианосцы "Hимитц" и "Корал Си" (с обычной силовой установкой) находились в Аравийском море. Они могли оказать поддержку своими истребителями F-14A "Томкэт", штурмовикамиA-6E "Интрудер" и A-7E "Корсар".



План операции “Орлиный коготь”

План операции "Орлиный коготь" сводился к следующему. В первую ночь группа “Дельта” (более 100 бойцов) перебрасывалась с авиабазы Масира (Оман) в Иран на 3 транспортных самолетах МС-130 в сопровождении еще 3 бортов - самолетов-заправщиков ЕС-130, которые должны были приземлиться на площадке для дозаправки “Пустыня-1”, находящейся на иранской территории. Сюда же прибывали 8 вертолетов RH-53D с авианосца “Нимитц”, находившегося в Аравийском море (для успеха операции было вполне достаточно 6 вертолетов). После ночной дозаправки вертолеты должны перебросить группу “Дельта” на новую площадку - позицию выжидания “Пустыня-2” вблизи Тегерана.



Катастрофа в результате столкновения вертолета с самолетом-заправщиком, взлет оставшихся самолетов С-130, незаправленные вертолеты оставлены в пустыне.

Переждав день в укрытиях, на следующую ночь группа “Дельта”, переодетая в гражданскую одежду, должна была совершить стремительный бросок в Тегеран на машинах, которые предоставят американские агенты, заранее переброшенные в Иран. Достигнув посольства, коммандос уничтожают охрану и освобождают заложников. Эвакуацию спецназовцев и заложников планировалось осуществить с помощью вертолетов RH-53D, которые должны приземлиться на территории посольства, либо на ближайший стадион. Огневую поддержку с воздуха оказывали три ударных самолета АС-130, вооруженные скорострельными пушками.

Далее вертолеты эвакуируют спецназовцев и заложников на заброшенный аэродром Манзарийя, который к тому времени должен быть захвачен и удержан другим отрядом рейнджеров. На аэродром садятся средние транспортные самолеты С-141, которые вывозят всех участников операции на секретную авиабазу в Египет под прикрытием палубных истребителей ВМС США.

Подготовка операции: космическая разведка, ночные камеры и спецагенты

В разработке плана спецоперации огромную роль играли материалы космической съемки, получаемые от спутников оптико-электронной разведки “Кихоул-11”. По космическим снимкам аналитики ЦРУ выявили расположение военных объектов в Тегеране, определили потенциальные цели (промышленные объекты нефтеперерабатывающей отрасли) для авиаударов в случае угрозы жизни заложников. Регулярно получаемые космические снимки стали источником видовой информации о системе охраны посольства. На снимках отчетливо были видны противовертолетные шесты, которые были размещены повсеместно на площадках, пригодных для посадки вертолетов. Материалы космической разведки использовались для выбора площадок “Пустыня-1” для дозаправки вертолетов, мест укрытия, где спецназ должен был выжидать наступления ночи, и для поиска заброшенного аэродрома, откуда транспортные самолеты должны эвакуировать коммандос и заложников из Ирана.

Для планирования операции широко применялись также данные, полученные средствами радиоэлектронной и агентурной разведки. В Иран активно засылались профессиональные оперативники ЦРУ, работавшие под прикрытием бизнесменов и журналистов. Агенты наблюдали за охраной посольства и подтвердили безопасность выбранных по спутниковым снимкам мест посадки, укрытия и выдвижения. Впервые широко использовались приборы ночной съемки, которые позволили установить систему охраны посольства и определить вооружение охранников.

Сломанный "Орлиный коготь"



Обломки сгоревшей машины на фоне брошенного вертолета

Вечером 24 апреля 1980 года шесть транспортных самолетов С-130 со спецназовцами на борту на предельно низкой высоте 75 м, чтобы избежать обнаружения радарами ПВО, вторглись в воздушное пространство Ирана и успешно достигли точки дозаправки “Пустыня-1”. Однако с этого момента американцев стала преследовать полоса неудач.



Иранцы осматривают обломки вертолета
Выбранная в качестве посадочной полосы дорога оказалась довольно оживленной ночной автотрассой. Спецназовцам пришлось применить оружие, чтобы остановить ночной автобус с иранцами, противотанковой ракетой был уничтожен другой грузовик. Ещё одна иранская машина на большой скорости скрылась во тьме. В итоге, факторы внезапности и скрытности были потеряны.

Неудачи преследовали и вертолетчиков: 8 машин, взлетевших с авианосца, попали в песчаную бурю, в результате один вертолет из-за поломки совершил вынужденную посадку в пустыне (экипаж был эвакуирован), второй потерял ориентировку и в условиях запрета на выход в радиоэфир вынужден был вернуться на авианосец. Третий вертолет достиг точки дозаправки, но из-за технической поломки не мог продолжить полет. Оставшихся пяти вертолетов было явно недостаточно для успешного завершения операции и по спутниковой связи поступил приказ на её отмену. Однако настоящая катастрофа ждала американцев впереди. При взлете одного из вертолетов из-за поднявшейся пыли пилот потерял ориентацию и задел винтом самолет-заправщик ЕС-130. Мгновенно вспыхнул пожар, в котором погибло восемь летчиков. Обломки повредили четыре других вертолета, их экипажи бросили свои винтокрылые машины и поднялись на борт транспортных самолетов. В пыли продолжающейся бури, сумятице и неразберихе приказ уничтожить "оставленное имущество" так и не дошел до личного состава.



Обломки сгоревшего самолета-заправщика С-130
При поспешной эвакуации в пустыне была брошена техника и секретные документы, позволившие иранцам арестовать находившихся в стране агентов разведки США. В иранских газетах были опубликованы захваченные cверхсекретные космические снимки объектов в Тегеране, полученные с помощью разведывательных спутников “Кихоул-11”. Трагизм и позор ситуации усугублялся тем, что в пустыне остались также трупы летчиков, сгоревших в огне пожара. Захваченные американские вертолеты в дальнейшем исправно несли службу в боевом составе авиации ВМС Ирана.

Уроки неудавшейся спецоперации

Провал спецоперации "Орлиный коготь" стал национальным позором для США, дал толчок росту антиамериканских настроений во всем мире и стоил президентского кресла Джимми Картеру: на президентских выборах 1980 года "за явным преимуществом" победу одержал Рональд Рейган. Ситуацию спасло лишь то, что вскоре Иран оказался втянут в войну со своим западным соседом - Ираком. Режим аятолл отчаянно нуждался в деньгах и США согласились разморозить иранские банковские счета в обмен на тегеранских пленников. 20 января 1981 года, буквально через несколько минут после того как президент Дж. Картер сложил свои президентские полномочия, иранцы согласились освободить заложников. Столь демонстративное оттягивание времени было последним ударом аятоллы Хомейни по самолюбию уходящего Дж. Картера.



Несмотря на провальное боевое крещение в 1980 году, со временем отряд "Дельта" смог стать одним из самых авторитетный контртеррористических подразделений в мире, наряду с SAS, GIGN, GSG9, KSK, Sayeret Matkal. Хотя изначально группа "Дельта" предназначалась для борьбы с терроризмом, сегодня этот отряд принимает участие в ряде военных операций аримии США.

По результатам анализа причин провала операции “Орлиный коготь” в американской армии было сформировано объединённое командование специальных операций и проведены реорганизации в военном ведомстве. В качестве главной причины неудачи штурма посольства был признан просчет при подборе экипажей: морпеховские пилоты не имели опыта длительного полета над сушей и дозаправок с С-130.



Командир отряда "Дельта" в ходе операции "Орлиный коготь" полковник Чарльз Элвин Бэквит (1929 - 1994) был солдатом армии США и ветераном Въетнамской войны, ему приписывают создание подразделения Delta Force. Основываясь на опыте, приобретенном армией США во время Второй мировой войны и войне во Въетнаме, а так же используя собственный опыт, полученный при обучении в британском спецподразделении SAS, Бэквит разработал курс подготовки американских солдат. Был награжден Крестом за безупречную службу, Серебренной звездой с клиновым листом, Легион Почёта, Бронзовой звездой и Пурпурным сердцем.

Сегодня прогресс в военных технологиях позволил бы провести такую операцию на более высоком уровне: бортовые GPS-комплексы не дадут шанса пилотам заблудиться ночью в пустыне, оперативное метеообеспечение позволит обходить песчаные бури, а спутниковая помехозащищенная радиосвязь обеспечит постоянный радиоконтакт между участниками операции. Однако, как раньше, так и сейчас, многие специалисты склонны считать, что даже при удачном стечении обстоятельств операция "Орлиный коготь" скорее всего привела бы к огромным жертвам среди иранцев и непредсказуемым последствиям в международных отношениях. Провал весьма похожей операции американского спецназа "Дельта" в Могадишо, в 1993 году, только подтверждает данные предположения.

Если существует историческая память, то она должна подсказывать, что никакая вооруженная акция не может служить полноценной заменой политическому решению вопросов.

Ссылки по теме:
Сомали. Блэк Хок - Реальная История.

Война, "Орлиный коготь", История, Иран

Previous post Next post
Up