Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения): для получения цветного снимка использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.
В начале 1900-х годов российский фотограф Прокудин-Горский (1863-1944), использовавший метод Максвелла, разработал смелый план проведения фотообзора Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения.
Фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского предлагают живой портрет потерянного мира - Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт-Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин-Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Прокудин- Горский задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи. Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина-Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций». Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в запретные зоны и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин-Горский провел фотообзор Российской Империи с 1907 по 1915 год и прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.
По реке Каролицхали (ок.1907-1915)
Сергей Михайлович Прокудин-Горский сидит возле горной реки. Предполагается, что это река Каролицхали на Кавказе, возле порта Батуми на восточном побережье Черного моря.
Ночевка у камня на берегу Чусовой (1912)
На этой фотографии изображены Сергей Михайлович Прокудин-Горский и члены его рабочей группы на ночном привале. Это место расположено возле реки Чусовая, на западной стороне Уральских гор.
Военнопленные австрийцы у барака (1915)
В начале Первой мировой войны Прокудин-Горский сфотографировал группу военнопленных из Австро-Венгерской Империи. Вероятно, это поляки, украинцы и представители других славянских национальностей, находящиеся в заключении в неопределенном месте на дальнем севере Европейской России возле Белого моря. Это изображение случайно не было конфисковано пограничной охраной, как это случилось с огромным большинством изображений политического характера, когда Прокудин-Горский навсегда уехал из России в 1918 году.
Стеклянный негатив
Здесь Вы видите один из нескольких тысяч стеклянных негативов Прокудина-Горского. Негативы имели два назначения: во-первых, фотограф использовал их в процессе создания стеклянных слайдов для своих иллюстрированных лекций о достопримечательностях Российской Империи. Прокудин-Горский демонстрировал слайды через проектор с красным, зеленым и синим фильтрами. В результате совмещения трех частей каждого изображения получался полноцветный вариант. Во-вторых, Прокудин-Горский использовал негативы для печати черно-белых снимков, которые помещал в альбомы.
Справочный альбом фотограий "По Мурманской железной дороге " (1915)
Прокудин-Горский составил хронику своих путешествий по Российской Империи в виде альбомов с фотографиями. Каждый альбом состоял из печатных снимков, созданных на основе стеклянных негативов и расположенных в альбоме в хронологическом порядке. Здесь показана страница из альбома 1915 года по его последней известной нам поездке.
Продолжение следует...