"То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы", - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия.
Дальше будет большой кусок текста, потом фотографии. Хотите проникнуться - обязательно прочитайте текст сначала.
А начиналось все так:
Однажды тихим воскресным вечером 1866 года в Барселоне встретились два человека - молодой священник Маньяне и каталонский книготорговец Жузеп Мария Бокабелья Вердагер, оба члены религиозного Общества почитателей святого Иосифа. Они обсуждали идею постройки храма во славу Святого Семейства. Главным условием будущего строительства было то, что храм должен возводиться на пожертвования горожан как свидетельство их любви и благодарности Богу.
19 марта 1882 года в основание будущего собора заложили первый камень. Но планы скоро расстроились: из-за внезапно возникших разногласий архитектор Франсиско де Паоло де Вильяр, избранный руководить строительством новой святыни, отказался продолжать работу. И тогда для воплощения своих идей Бокабелья нашел талантливого 30-летнего архитектора Антонио Гауди. Молодой, общительный, обаятельный человек, аристократ и денди, страстный патриот родной Каталонии, новатор в архитектуре, Гауди принял это предложение, даже не предполагая, что Сагдара Фамилия окажется делом всей его жизни.
По замыслу нового архитектора, собор Саграда Фамилия должен иметь три фасада, на каждом - огромный трехчастный готический портал, увенчанный четырьмя стометровыми башнями-колокольнями. Все вместе они символизируют 12 апостолов. Роль звонаря архитектор отвел ветру, который будет раскачивать колокола, проникая в колокольни через специально спроектированные отверстия. В центре ансамбля в окружении четырех башен (четырех евангелистов) Гауди располагает самую высокую башню с крестом на вершине - символ самого Божьего Сына. Согласно проекту, в ночные часы центральную башню станут освещать расположенные на колокольнях прожекторы, а луч, вырывающийся из вершины главной башни, озарит светом весь город, делая зримыми слова Христа: «Я есмь Свет Миру».
Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Необычна и форма колонн. В них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. "Это будет, подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды", - писал Гауди.
Работа с головой захлестнула архитектора. Он почти не появлялся в своем доме в Парке Гуэль, а жил в крипте рядом со строительной площадкой. Люди, не знавшие Антонио Гауди в лицо, могли принять его за бродягу, так поношены были его костюм и туфли. Душевное состояние архитектора усугублялось и его детским недугом - суставным артритом. В 1911 г., состояние Гауди ухудшилось до того, что он был вынужден прекратить на время работу на стройплощадке. Находясь почти в неподвижном состоянии, Гауди детально продумывал облик будущего Фасада Страстей Господних. "Я готов пожертвовать всей конструкцией, разрушить своды и обрезать колонны, чтобы воплотить мысль о том, насколько тяжела была Его жертва".
Понимая, что на строительство Храма не хватит и двух человеческих жизней, он старался как можно больше успеть. Гауди поставил перед собой задачу - закончить Фасад Рождества. Он почти выполнил свое обещание. 30 ноября 1925 г. над восточным фасадом выросла первая колокольня - башня Святой Варвары. "Это копье соединило небо с землей", - вскрикнул архитектор при виде законченного шпиля. Но радостное событие омрачилось новостями о недостатке средств для продолжения работ.
Спустя год, 7 июня 1926 г., в больницу для бедных был доставлен нищий старик, который попал под колеса трамвая. По законам Барселоны того времени неизвестного должны были похоронить в общей могиле. Какая-то женщина, видевшая Гауди на стройке, случайно узнала в нищем знаменитого архитектора. Антонио Гауди похоронили там, где он провел последние годы жизни - в крипте Собора Святого Семейства.
После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. И, несмотря на то что работы ведутся по чертежам и макетам архитектора, Храм меняется. Знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса, который сегодня возглавляет работы над Храмом.
Я близко увидел Саграду первый раз ночью.
Новый фасад, фасад Страстей Господних.
Скульптурная группа в центре.
Понять, как выглядит Саграда - нельзя. То есть нельзя сложить в собственной голове общее представление. Это очень сложно объяснить, но не сфотографировать, ни начать думать о храме как о чем-то цельном не получается. Это вообще самый беспрецедентный рукотворный объект, который мне когда-либо доводилось видеть.
Вернулись утром следующего дня.
Старый фасад, фасад Рождества.
Скульптурные элементы старого фасада.
Фасад Страстей. Совершенно демонический объект.
Скульптурные группы - общий вид и фрагменты.
Матрица - криптограмма "Поцелуй Иуды", о которой позже.
Фигура перед входом.
Центральная группа и фрагменты.
Обратите внимание - лицо второй слева фигуры отличается от остальных по стилю. Не знаю почему.
Дева Мария.
Пока фотографировал, присмотрелся и увидел, что над Христом тоже что-то есть.
Значение и назначение мне не известно.
Послания инопланетянам над одной входной дверью.
Цитаты из писания над другой.
Одна из дверей.
Можно хорошенько
рассмотреть. Вверху справа на двери - та же криптограмма.
Фактура очень понравилась.
Входим в храм.
Два витража по обеим сторонам.
И блики от одного из них.
Проходим дальше.
Центральная внутренняя фигура Христа.
Проходим через храм, стоим в очередь на лифт на верх старого фасада. Одна из башень изнутри.
Поднялись.
Вниз - только ножками по лестнице, идущей по периметру башни. Вот и человек-женщина застряла попой в узком проёме :)
Знаменитая лестница.
Спустились вниз, пошли в музей Гауди, он на территории собора. Вот, например, модель купола.
Геометрия колонны.
Фирменная гаудёвая плитка, ей выложена целая улица и часть пола в Ла Педрере, еще одном здании Гауди.
Ваще что-то запредельное :)
Зашли и в музей, собственно, Саграды Фамилии.
Вот, например, макет нового фасада с масштабной человеческой фигурой.
Как правильно смотреть на храм? Вот так:
То есть центральной является не распятый Христос, а другой, который гораздо выше - смотрим первую фотку еще раз.
Макет Саграды, тоже с фигуркой, для оценки масштабности затеи.
А тут работают архитекторы и скульпторы.
Так храм строили
И на закуску - криптограмма.
"310 комбинаций чисел, которые в сумме дают 33 - число Иисуса."
Продолжение обязательно следует :)