Постепенно набирает обороты новое направление в туризме: "комфортабельный тур-реализм", который, по сути, является удачным пересечением двух давно известных стратегий "all inclusive" и "отдых дикарем".
Конечно, невозможно узнать страну, в которой отдыхаешь, если прямо с трапа чартерного рейса тебя сажают в большой автобус вместе с еще несколькими десятками таких же усталых людей, потом везут пару часов и организованно выгружают на территорию отеля, одевают браслеты и оставляют отдыхать на оплаченные две недели, пару раз вывозя на экскурсии по местам, о которых кричат все популярные путеводители. Страну, живую, удивительную, никто из таких туристов не видит, ведь все, что доступно отдыхающим по технологии "all inclusive" - это маленькая часть, "туристический островок", созданный специально индустрией гостеприимства, предоставляющий несколько сотен рабочих мест для аборигенов. Это фабрика, конвейер, производство, поставленное на поток и приносящее большую прибыль стране, в которой вы отдыхаете. Однако, чем больше эта фабрика стремится вас развлечь, тем меньше вы узнаете о реальной стране, приютившей вас на время вашего отпуска. Все что вы получаете, по сути, это лишь набор стереотипов в дорогой упаковке - тех самых стереотипов, которых вы и ожидали, и за которые уже заплатили, подписывая свой контракт - точный брат-близнец сотни, тысячи таких же контактов, подписанных в других турагентствах.
Другая крайность - так называемый "отдых дикарем". Если в России мы все можем позволить себе подобное развлечение, то в другой стране это зачастую становится не только сложно, но и опасно. Главной проблемой перед нами, иностранцами, встает (не)знание местного языка. Даже принимая по умолчанию тот неоспоримый факт, что уже много лет английский язык является интернациональным, и принимая наш среднестатистический уровень за более-менее приемлемый, мы все равно вынуждены ограничить круг нашего отдыха только большими городами - мегаполисами, где мы гарантированно сможем найти людей, говорящих и понимающих по-английски.
Однако любой путешественник подтвердит, что все мегаполисы по сути своей очень похожи друг на друга, а настоящее представление о стране дают только маленькие городки, не-туристические и не-раскрученные места, о которых никому и в голову не придет писать в популярных путеводителях. Только вот добраться до них, не говоря уже о том, чтобы пожить там с комфортом, сможет далеко не каждый иностранец.
Таким образом, с одной стороны, невозможно узнать страну, проживая на территории отеля и полностью доверяя свое культурное образование аниматорам; с другой стороны - знакомство с реальной жизнью за границей становится слишком сложной задачей без знания языка и без квалифицированного гида-помощника из местных.
Отдельно следует добавить (и даже подчеркнуть!), что отдых все-таки должен оставаться отдыхом., т.е. он должен быть и интересным, и комфортным. В случае полного "дикого" погружения, трудности и проблемы абсолютно неизбежны, равно как неизбежен и дискомфорт от нерешенных вопросов по проживанию и питанию.
Впрочем, как всегда в случае двух крайностей лучшим выходом является золотая середина: организованный туризм, в рамках которого вы действительно сможете узнать страну, в которой отдыхаете, при этом не испытывая никаких бытовых проблем и трудностей. Для такого туризма вам будет необходим посредник - туристическая фирма, работающая непосредственно в стране вашего пребывания, сотрудники которой знают зону вашего отдыха как свои пять пальцев и смогут направить вас в нужную сторону, познакомить с интересными людьми, свозить в не известные массовому туристу точки интереса, обеспечить по-настоящему аутентичное проживание, не ограничивая вашей свободы, но помогая ей и направляя ее, исходя из своих знаний и опыта.
Русские туристы еще не привыкли к такому отношению, что не удивительно - ведь на российском рынке почти не существует туристических фирм, предлагающих сервис, сочетающий преимущества дикого и организованного отдыха.
Итак, возвращаясь к конкретике, рассмотрим типичного клиента направления тур-реализма. Это образованный человек от 25-30 лет, с достатком средним или выше среднего. Ему не хочется тратить свой отпуск на однообразный пляжный отдых и на приевшееся стереотипы. Приоритетным для него является:
а) отдохнуть;
б) набраться действительно аутентичных впечатлений о новой стране;
в) увеличить не только свои географические, но и культурные познания.
Похвальные намерения! Какими вопросами задается такой турист в первую очередь?
- Где найти посредника между мной и страной, которую я хочу посетить?
Да, это единственный вопрос, требующий правильного ответа. Остальные вопросы (когда ехать? где жить? что смотреть? куда ехать? чем питаться?) решать будет уже квалифицированный, опытный посредник. Потому что (не забываем!) мы выбрали не "отдых дикарем", а "тур-реализм", золотую середину, при которой все преимущества дикарской стратегии остаются, а недостатки устраняются.
Вообще, профессиональная туристическая помощь, по-настоящему качественная и ответственная, стала редкостью в наше время, когда на каждом шагу людям продают горящие туры и даже не скрывают своего безразличия к качеству предлагаемого отдыха. Именно поэтому российские адепты тур-реализма переносят сам туристический сервис в страну, в которой этот сервис будет оказан. Таким образом туристы на самом деле превращаются в гостей, а с сервиса начисто исчезает московский налет безразличия.
Важнейший момент в тур-реализме - это индивидуальный подход и зачастую даже строгий отбор клиентов. Предоставлять качественный сервис можно только тем, кто действительно хочет этот сервис получить, поэтому здесь нет места массовости и недобросовестности, ни со стороны клиента, ни со стороны исполнителя. Не забываем также, что главной рекламой для компании-представителя тур-реализма является постоянная клиентура и хорошие рекомендации - а получить такую рекламу можно только благодаря качественной работе.
Еще одно преимущество операторов тур-реализма - постоянная необходимость поддерживать тесный контакт с местными партнерами: арендодателями, музеями, местными туристическими сообществами, владельцами транспортных компаний, ресторанов, кафе, булочных и закусочных и многими другими людьми, без которых сервис "полного, но комфортного погружения" был бы просто-напросто невозможен.
На Сицилии одним из первых представителей тур-реализма является компания
Sicilia Nostra, которая принципиально не занимается массовым туризмом, не работает с большими отелями и не перепродает свои уникальные программы российским турагентствам. Компания
Sicilia Nostra не добивается широкой известности, тщательно подбирает клиентов, к своим гостям относится с уважением и заботой, осторожно отклоняя запросы туристов, которых на самом деле не интересует ни культура, ни уникальность Сицилии, которые на самом деле стремятся получить либо сервис категории "all inclusive" (и будут разочарованы), либо просто консультацию для дальнейшего "дикого" отдыха.
Гости компании
Sicilia Nostra получают возможность увидеть Настоящую Сицилию - не туристическую, не разрекламированную, не стереотипную. И, возвращаясь из отпуска, они, в свою очередь, смело могут начинать разрушать стереотипы вместе с нами.