Часть 1. Москва. Часть 2. Прага. Пражский Град. Часть 3. Прага. Центр. Часть 4. Дрезден. Четвертый день нашего увлекательного путешествия начался с утречка в прекрасном городе Потсдам. В прошлой части забыл уточнить - почему именно Потсдам? Всё просто - дешевле, чем в немецкой столице (у нас это бы выглядело так, как если бы мы захотели посетить Киров, но остановились в Нововятске). Наибольшую славу Потсдам получил перед окончанием Второй мировой войны, когда в городе состоялась конференция с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.
Употребленная на ночь пицца под просмотром футбола на ночь пролетела со свистом через наши желудки и, гонимые голодом, мы стали выдвигаться на поиск ближайшего продуктового супермаркета. Огромную помощь в навигации по любому городу в любой стране нам оказывали на ресепшн отеля - приветливые сотрудники на хорошем английском рассказывают куда можно сходить перекусить, где можно купить продукты, дадут карту города, а в Потсдаме нам еще и объяснили как добраться на электричке в Берлин, за что им огромное спасибо. Получив указание "двигаться прямо по Паппельаллее и никуда не сворачивать", мы отправились в путь.
20-минутная пешая прогулка по тихому городку привела нас к супермаркету REWE, который у нас именуется Магнитом или Пятёрочкой. Набор продуктов, который был представлен в магазине, мало чем отличался от наших, разве что по некоторым позициям. В итоге нами был куплен следующий запас продуктов: молочка (молоко, кефир - всё было выпито позже в отеле за завтраком), хлебобулочные изделия (хлеб, печенье, вафли), фрукты (яблоки, бананы), банка варенья (вкус - выше всяких похвал), а так же плавленный сыр, колбаса и мясо в вакуумной упаковке, ну и всякая мелочевка типа воды и пары-тройки бутылок пива. Удивила вежливость покупателей - стоило мне немного подвинуть нашу тележку, чтобы немка могла пройти со своей, как искренне и с улыбкой поблагодарила традиционным "danke". Европа - она в головах!
Скромный завтрак на газетке из Шереметьево (чисто по-русски!) с походом в магазин обошелся дешевле, чем завтраки в отеле (от них отказались еще на этапе вселения накануне для экономии средств):
Пивас для дома:
Про минибар вообще промолчу, цены конские:
После завтрака стали собираться в Берлин. Накануне ехали вечером в дождь, поэтому не было времени разглядывать город. Сейчас же по пути на вокзал есть на что посмотреть. Отдельно стоит выделить велоинфраструктуру - огромное количество велодорожек!
У велосипедистов даже свои светофоры! Немыслимо.
Огромное количество зелени, малоэтажная застройка.
Парковочных мест очень мало, поэтому под стеклами машин лежат специальные документы, которые разрешают парковаться только жителям этих домов (или района, не знаю какое там зонирование). Даже интересно стало - что будет, если припарковаться без все этих бумажек? Контролирует ли это местная полиция или местный наряд примчится по первому звонку жителя района и эвакуирует машину? Мы рисковать не стали, поэтому либо паркинг, либо улица с бесплатной парковкой.
Всё поддерживается в полном порядке - газоны, благоустройство, чистота. Хочется в данном случае напомнить гражданам, что это вся красивая Европа - она в головах, пора перестать гадить там, где живешь.
Это вам не 700-квартирный дом, да.
Дальнейший наш путь на вокзал лежал по улице Фридрих-Эберт Штрассе. Посмотреть есть на что - 2-3-этажные домики с множеством кафе, пиццерий, ресторанчиков на 1 этаже. В большинстве накануне люди смотрели футбол, причем иногда места не хватало и народ сидел даже на улице. Ну а мы прошли почти весь Нёрдлихе Инненштадт (Nördliche Innenstadt) и притопали к Центральному вокзалу Потсдам (Potsdam Hauptbahnhof). Основная движуха находится в конкорсе - кассы, закусочные, информационный щит и т.д. Был приятно удивлен работающему подъемнику для людей с ограниченными возможностями, т.к. со стороны Фридрих-Энгельс Штрассе после входа большая лестница (как на вокзале в нашем Котельниче). На подъемнике ездили и на колясках, и с колясками, и просто пожилые люди. Вообще с безбарьерной средой в тем городах, что мы были, абсолютно полный порядок. Если наши огромные бордюры показать европейцу, то он непременно поинтересуется "что это за дикость такая?".
Зайдя в здание вокзала, мы отправились на поиски автомата по продаже билетов. Кстати, никаких рамок металлодетектеров и вооруженной охраны. Но с событиями 2015 и 2016 годов, я думаю, они свои требования по безопасности пересмотрят. Автоматы по продаже билетов нашли сразу - всё автоматизировано. Выбираешь пункт назначения, кидаешь денежки и автомат выдает тебе билет. Стоимость на одного человека - 7 евро 20 центов, действителен билет одни сутки. Важная деталь - при входе в электричку билет надо обязательно валидировать, иначе он недействителен. На обратном пути в вагон зашел контроль - про размер штрафа даже думать не хочется. К слову, каждому пассажиру контролер отвечал "danke" - опять же, Европа - она в головах.
Итак, погрузившись в электричку (чем-то похоже больше на поезд в метро), мы тронулись на Берлин. Дорога заняла у нас чуть больше получаса, которые мы коротали выслушивая какой-то бестолковый трёп трех юных британок, которые совершенно не стеснялись лишний раз посмеяться, ввернуть громко комментарий и просто трендеть без умолку. Наши немногочисленные комментарии с А.В. происходили в виде перешептываний на ух, так что со стороны нас вряд ли можно было отличить от рядовых немцев. Приблизившись к Берлину, мы нырнули в метро. Проехав пару-тройку остановок под землей, мы вышли на станции метро Brandenburger Tor - почти у самых Брандербургских ворот.
Немедленно зашли в ближайший сувенирный магазин - купил себе футболку с датами основания Берлина. Дошел, так сказать, в мирной жизни до Берлина, коли уж мои два прадеда не смогли дойти в 1945. Опосля быстрого отоваривания, отправились в сторону Рейхстага. Идем в ворота - а там с той стороны перекрыта улица и установлен большой экран для показа матчей с ЧМ по футболу.
Первоначальное название ворот - Ворота мира. Они были построены Карлом Готтгардом Ланггансом в 1789-1791 гг. и являются первой значимой работой, выполненной в стиле берлинского классицизма. Образцом для Бранденбургских ворот послужили Пропилеи Акрополя в Афинах. Сегодня ворота являются самым знаменитым символом Берлина и Германии. Долгие годы они служили символом разделённых Германии и Берлина, а после 1989 года стали воплощением воссоединения страны.
Без ТП со свистками - никуда. Хотя хорошенькая.
Кто во что горазд.
Hotel Adlon Kempinski Berlin - тут, наверное, сутки пребывания стоят как всё наше путешествие.
Подходим..
Рейхстаг с задней стороны.
Ну и самый главный вид! Пожалуй, этого момента я ждал дольше всего во всем путешествии. Память о подвиге предков будет вечна.
Здание построено по проекту франкфуртского архитектора Пауля Валлота в стиле итальянского высокого Возрождения. Первый камень в основание здания германского парламента заложил 9 июня 1884 года кайзер Вильгельм I. Строительство продолжалось десять лет и завершилось уже при кайзере Вильгельме II. 27 февраля 1933 года здание рейхстага сгорело в результате поджога. Нацисты обвинили в поджоге коммунистов и использовали его для того, чтобы получить чрезвычайные полномочия и расправиться с политическими противниками. Во время битвы за Берлин советские войска вели штурм Рейхстага. 30 апреля 1945 года на Рейхстаге было водружено Знамя Победы, а 1 мая 115-м гвардейским истребительным полком под командованием Александра Косса сброшено Красное знамя с надписью «Победа». На стенах Рейхстага советские солдаты оставили множество надписей, часть из которых (в том числе в зале заседаний) сохранилась и оставлена при реставрациях здания.
Dem Deutschen Volke - немецкому народу.
По периметру парка сплошной новодел. Ведомство федерального канцлера Германии:
Пауль-Лёбе-Хаус - вспомогательное здание парламента ФРГ
Идем дальше смотреть на мемориал павшим советским воинам. Мурашки по коже от того, что здесь происходило 70 лет назад..
У дороги по краям мемориала стоят еще 2 зенитки и 2 танка Т-34.
Ну а мы продвигаемся обратно к воротам и идем к Берлинскому кафедральному собору. Рядом с воротами - посольство РФ.
Близкий душе триколор.
Обращаю пристальное внимание общественности на организацию ремонтных работ с выносом коммуникаций по воздуху. Без комментариев.
Австрийские красавцы, не могу пройти мимо. В Кирове тоже трудятся трое таких.
Что меня удивило в Берлине - это сплошные стройки. Тут строят, там переделывают, здесь кран, там кран. Сразу видно, что исторических зданий мало сохранилось, т.к. разбомбили город во время войны очень сильно.
Берлинский университет имени Гумбольдта (Humboldt-Universität zu Berlin) - старейший из четырёх университетов Берлина, основанный 16 августа 1809 года по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта. В 1828 году получил название Университет Фридриха Вильгельма в честь прусского короля Фридриха Вильгельма III, в царствование которого был учреждён; в 1949 году переименован в честь братьев Гумбольдтов. Занятия в университете начались в 1810 году, на тот момент было зачислено 256 студентов. В 2008 году их было 34 612.
Конная статуя Фридриха Великого (Reiterstandbild Friedrichs des Großen).
Потихоньку продвигаемся в сторону собора, уже видно купола.. и очередную телебашню. Да вы издеваетесь?
Старая библиотека (Alte Bibliothek) - здание в центре Берлина, где ранее размещалась Королевская библиотека (ныне Государственная библиотека). Старая библиотека расположена в административном округе Митте на бульваре Унтер-ден-Линден и прилегающей к нему площади Бебеля, бывшей Оперной площади. Здание в стиле барокко было возведено в 1775-1780 гг. по проекту австрийского архитектора Йозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха прусским архитектором Георгом Христианом Унгером. С 1914 г. в Старой библиотеке размещается юридический факультет Университета имени Гумбольдта.
А у нас в Москве бедные студенты всяких МГУ люксовые иномарки паркуют.
Собор Святой Ядвиги (Sankt-Hedwigs-Kathedrale) - католический собор на Бебельплац. Место пребывания архиепископа Берлина, кардинала Райнера Вёльки. Собор стал первой после протестантской Реформации католической церковью в Пруссии, построенной в XVIII веке по разрешению короля Фридриха II Великого. Собор полностью сгорел в 1943 году во время воздушных налетов на Берлин и находился на реконструкции с 1952 по 1963 годы.
Цейхгауз (Zeughaus) - здание, которое было построено в качестве арсенала и является старейшим зданием города. Нарядный фасад украшает множество аллегорических фигур. На главном портале - изображение прусского короля Фридриха I, по приказу которого был построен Цейхгауз. Две богини Победы несут его герб. Надпись, смысл которой должен подчеркнуть разумность применения оружия только для справедливых целей, в частности гласит: «…На страх врагам, во имя охраны своего народа и союзников - Фридрих I». Четыре женские фигуры главного входа символизируют пиротехнику, арифметику, геометрию и механику.
Дворец кронпринцев (Kronprinzenpalais) долгое время являлся городским дворцом правящей династии Пруссии. В 1919-1939 годах во Дворце кронпринцев размещался Новый отдел Берлинской национальной галереи, первый в мире музей современного искусства. Дворец кронпринцев был полностью разрушен во Вторую мировую войну, восстановлен в 1968 году и использовался для размещения гостей города Берлина. В настоящее время Дворец кронпринцев принимает выставки и культурные мероприятия.
Тем временем на дороге правят балом велосипедисты.
Опять стройка, вместо набережной - шпунт.
С другой стороны вид лучше, но опять краны мешаются.
На фото видно не саму реку Шпрее (Spree), а её канал. Сама река протекает дальше за собором.
Нео-готическая церковь Friedrichswerdersche Kirche была построена под руководством Карла Фридриха Шинкеля в 1824-1831 годы. Во время Второй Мировой ее, как водится, разбомбили и восстановили уже только в наше время.
Хочется вернуться в Берлин и попасть на смотровую.
Жемчужина этих мест - кафедральный собор.
Напротив городят какую-то массивную ерунду. Перед ним - Humboldt-Box, временный футуристичный музей.
Вернемся к собору. Это здание - самая большая евангелическая церковь Германии. Собор был построен в 1894-1905 годы по проекту Юлиуса Рашдорфа в качестве главной церкви прусских протестантов и придворной церкви правящей династии Гогенцоллернов. Собор выполнен в стиле барокко. Изначально богато украшенное здание из силезского гранита достигало в высоту вместе с куполом 114 метров. После Второй мировой войны была проведена реконструкция серьёзно пострадавшего собора, и теперь он имеет более скромную высоту в 98 метров (чуть меньше Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге). Торжественно открыт 6 июня 1993 года. Для посетителей открыт также склеп династии Гогенцоллернов, где представлены 70 из 89 сохранившихся захоронений; среди них - роскошный саркофаг Великого курфюрста и его супруги Доротеи.
По левую руку находится Старый музей (Altes Museum) - художественный музей в Берлине на Музейном острове, который до 1845 года назывался Королевским. Здание музея построено в 1822-1830 годах архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем в неоклассическом стиле для размещения художественной коллекции семьи прусских королей. После реставрации в 1966 году в музее расположена коллекция предметов искусства античности.
Кстати, попали к собору и музею мы по дворцовому мосту. Этот памятник архитектуры, расположенный в районе Митте, соединяет исторические районы Фридрихсвердер и Шпрееинзель. Каменный мост, построенный в 1821-1824 годах по проекту Карла Фридриха Шинкеля, сменил старый деревянный Собачий мост через Шпрее. В 1951-1991 годах мост носил имя Маркса и Энгельса.
Осмотрев окрестности, мы возвращаемся обратно по той же улице, но уже по другой стороне. Дворец кронпринцев.
Нойе Вахе (Neue Wache - «новая караульня») - главный мемориал жертвам войны и тирании в Германии. После практически полного разрушения во Вторую мировую войну здание в течение трёх лет было восстановлено под руководством Хайнца Мелана в качестве мемориала-предостережения памяти жертв фашизма и милитаризма.
Прямо напротив - Берлинская государственная опера (Staatsoper Berlin), также именуемая Немецкой государственной оперой - один из старейших и наиболее крупных музыкальных театров в Германии. Основана в 1742 году как Королевская придворная опера при Фридрихе II. Оркестром театра является Берлинская государственная капелла, также выступающая с симфоническими концертами.
Кто пешком, кто на велике, кто на.. кровати.
Старая библиотека со стороны улицы.
Сама улица - двухполосная с бульварчиком в середине.
Перекресток с Шарлоттенштрассе. Сворачиваем с Унтер Ден Линден и топаем в сторону "Чекпоинт Чарли" и остаткам Берлинской стены.
Идем по Фридрихштрассе. В толпе домов смешались старики и молодые.
Идешь по улице и ныряешь из истории в современность.
Выход из станции метро Französische Str.
Какой-то нелепый и ужасный вырвиглазный торговый центр. Надо понимать, что лобби этого строительство хорошо откатило руководству города, чтобы те разрешили построить это дерьмо.
Сплошь и рядом дорогие иномарки. Столько чистых машин я в жизни никогда не видел!
Спасибо, что не мультимедиа экран.
Внезапно на горизонте появились какие-то трущобы на Лейцпциг штрассе. Чем-то напоминает Москву 70-х годов.
Ну а мы тем временем, по пути зайдя в закусочную и заткнув дыры в животах, пришли до остатков Берлинской стены на Шютценштрассе.
Берлинская стена (официально Antifaschistischer Schutzwall - «Антифашистский оборонительный вал») - инженерно-оборудованная и укреплённая государственная граница Германской Демократической Республики с Западным Берлином (13 августа 1961 - 9 ноября 1989) протяжённостью 155 км, в том числе в черте Берлина 43,1 км.
Берлинская стена являлась реальным воплощением Железного занавеса в отдельно взятой стране, пока в один прекрасный день не была разобрана на сувениры. Для посещения Западного Берлина гражданам ГДР требовалось специальное разрешение. Правом свободного прохода обладали только пенсионеры. В годы холодной войны в ГДР существовала практика выпуска граждан на Запад за деньги.
Чекпойнт Чарли (Checkpoint Charlie) - пограничный контрольно-пропускной пункт, который с 1961 по 1990 год служил для перехода союзников из Западного Берлина в Восточный. Это самый известный КПП в Берлине. Чекпойнт Чарли стал символом столкновения держав - это место было границей между русским и американским сектором.
День стал идти к концу и мы засобирались обратно на станцию метро, на которую приехали из Потсдама.
Обратная дорога была аналогичной - на информационном табло дождались нужного нам поезда, загрузились, завалидировали заранее купленные билеты и покатили в отель.
Уже в Потсдаме на обратном отеле обратил внимание на это здание - с обеих сторон можно пристроить хорошие торговые центры, чтобы местные жители могли делать там покупки. Упс, извиняюсь, мы же не в России.
И это тоже не Россия - велодорожка шире, чем тротуар для пешеходов.
Вот таким оказался Берлин в тот день. На следующий день нам предстояло отправиться в Мюнхен, на дорогу до которого уйдет почти весь день. В ней я расскажу про автобан, заправку, парковки и кое-что еще.
Конец 5 части.