На юго-востоке от Рима в огромном кратере древнего потухшего вулкана есть два озера: Альбано и Неми.
Озеро Неми расположено на высоте 300 метров над уровнем моря. Через века дошли легенды, что в этом озере плавали огромные корабли, которые были построены Калигулой (императором Римской империи). Было построено три корабля. Первые попытки подтвердить легенды и исследовать дно озера сделаны в середине 15 в. Тогда на дне был обнаружен корабль с огромными размерами: 71 м в длину и 24 м в ширину. Поднять его не удалось.
Это не получилось и в 19в. англичанам. Но они сняли с корабля бронзовые элементы. Подняли на поверхность золотые украшения и мраморные орнаменты. Все было продано в британские музеи. А местные жители после этого крюками выламывали элементы судна и продавали их туристам.
Бронзовые головы, найденные на затонувшем судне
В начале 20 века подводные археологи нашли в озере еще одно судно: 60 м в длину и 20 м в ширину. Оказалось, что это плавучий дворец (как и первое судно): на нем обнаружены мраморные колонны, полы и статуи.
В 1927 г. Муссолини решил поднять корабли. Для этого частично осушили озеро и исследователи увидели такую картину:
Был расчищен ил вокруг судна и его перетащили в специальный ангар.
Так же был найден канал-тоннель, через который сливалась вода из озера при его переполнении. Что касается судов, то было обнаружено что корпус обшит тройной обшивкой из свинца:
На этом фото еще видны остатки свинцовой обшивки. Гвозди были обработаны каким-то антикоррозионным составом и хорошо сохранились:
Экспонаты в музее
На большом судне были места для гребцов, а на меньшем их не было. Для подъема якоря использовался кривошипно-шатунный механизм и был сложный насос для откачки воды из трюма. Так же на большом судне была платформа, которая могла вращаться на механизме, напоминающим большой подшипник (каталась по бронзовым шарам):
Что вращалось на этой платформе - ученым до сих пор не известно.
Мраморные колонны с корабля, рулевое весло и другие артефакты
Керамические трубы для обогрева полов на судне. Так же нашли бронзовый кран для регулировки потока теплой воды. Корабли хоть и были выставлены в ангары, но были сожжены во время Второй мировой войны.
В общем, по тем временам, эти корабли были высокотехнологическими постройками. Ученые продолжают искать третье, самое большое судно, используя эхолоты. Глубина озера 34 метра и визуально водолазам найти в мутной воде даже остов корабля не так легко.
Интересно, что суда после того как они пришли в негодность, не были частично разобраны и использованы их элементы, металл, колонны для наземных построек. Для чего их затопили со всеми ценными элементами? Или их затопил катаклизм, который и погубил Римскую Империю.
***
Вы можете поддержать автора, пройдя по ссылке:
дубликат статьи - там тоже есть комментарии.
Группы в соцсетях и другие площадки, где выкладываются ссылки на материалы журнала:
ВК-sibvedДзенПлей-лист с озвученными статьями в youtubeТелеграмм