Когда смотрю телевизор, обязательно стараюсь остановиться на канале «История». Да, там рассказывают официальный, общепринятый взгляд на эту тему (напомню, историю называют наукой). Но часто там попадаются интересные темы. Одна из таких - это водные представления в Колизее.
Для меня было удивлением узнать, что Колизей - это был не только сложный архитектурный, но инженерный объект. Без чертежей и расчетов гидротехническое сооружение построить не то что сложно, зачастую невозможно.
Гладиаторские морские сражения в Древнем Риме или шоу с имитацией морского боя считались особой роскошью среди зрелищ.
Бои на кораблях назывались навмахии, от греч. «Ναυμαχία» - морская битва. Одной из первых крупных навмахий (водных гладиаторски боёв) стало сражение 46 года до нашей эры. В дальнейшем состоялись ряд крупных навмахий, например, имитация Саламинского сражения между флотами греков и персов (участвовало 24 боевых корабля, 3 тыс. гладиаторов). Крупнейшей навмахией стало шоу, организованное по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. чел. Из-за опасений мятежа к месту навмахии были стянуты войска. Число зрителей составило около полумиллиона человек (окрестные холмы, образующие «естественный амфитеатр», позволяли расположить такое количество людей). После сражения оставшиеся в живых гладиаторы и преступники (которые также были использованы) были отпущены на свободу, за исключением экипажей нескольких галер, уклонявшихся от боя.
После падения Римской империи навмахии организовывались Генрихом II во Франции в 1550 и Наполеоном в Италии (в Милане) в 1807.
Документальный фильм о величайшей арене древнего мира - амфитеатре Флавиев, больше известном как Колизей. Как был построен амфитеатр, каково его внутреннее устройство, и правда ли, что иногда он служил ареной не только для сухопутных сражений, но и для навмахий - сражений морских.
В четвертой части видео мне особенно понравилась фраза: «Долина, где расположен Колизей сильно изменилась. Уровень земли поднялся за 1000 лет почти на 10м». Город не убирали от грязи? И в Риме есть до сих пор работающий акведук!
Блоки приличных размеров, которые без подъемных механизмов было бы не уложить Вот высота арок поражает. Не под человеческий рост - явно. Как и многие двери и проходы в исторических зданиях Европы
Арена Колизея. Подпольные коммуникации
И начинается странное сочетание блоков и кирпича
Видите бетонные перекрытия?
Кирпичная кладка. Но кирпич боится воды как большинство кошек…
Скорее всего, убирали настил и через акведук наполняли внутренности арены
По расчетам, Колизей наполнялся 4,5 млн. литрами воды
Здесь видно, что внутренние опоры достраивали из кирпичей и обломков. Средневековая реставрация?
Местами «конструктор» не получался и укладывали блоки как попало. Догадываетесь после чего могла быть такая глобальная реконструкция? Или кто-то еще не видел рисунки Пиранези и других художников-катастрофистов? Получается, это строение было до римлян? Или это реконструкцию делали позже? Думаю, что второе.
Место стыковки разных кладок
С этой стороны и внешний фасад Колизея - реконструкция
С этой стороны все более-менее в первозданном виде. Наверное, можно даже высчитать направление удара стихии
В окрестностях есть и другие древние развалины
Как обычно, пишут, что это остатки древнего храма
Римский Форум. Римляне здесь по какой-то причине не стали использовать блоки из пород известняка, а построили все из кирпича. Деградация технологий? Или им предложили более дешевый строительный материал?
В некоторых местах даже сама кладка отличается мастерством каменщика.
Как видно, если поближе разглядеть некоторые исторические объекты - можно узнать много нового про них. У меня складывается мнение, что водные представления в Колизее проходили до того, как в нем появились кирпичные кладки. Иначе бы он не смог дойти до нас в таком виде: кирпич от воды превратился бы в труху.