Дата выпуска - 1986 год Тип - промышленный самосвал с задней разгрузкой Производитель - Кременчугский автозавод Колесная формула - 6х4 Предназначение - перевозка сыпучих грузов массой до 12 тонн, ликвидация аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) Длина - 8100 мм Ширина - 2640 мм Высота - 3220 мм Дорожный просвет - 290 мм Грузоподъемность - 12 000 кг Максимальная скорость - 60 км/ч Двигатель - 8-цилиндровый дизельный ЯМЗ-238 (240 л.с.).
Произошедшая на Чернобыльской АЭС авария повлекла за собой необходимость в создании специализированной техники, приспособленной для работ в условиях радиоактивного загрязнения. Указание сверху коснулось несколько автозаводов, а в воскресный вечер 22 июня 1986 года, оно дошло и до руководства Кременчугского автозавода, а если быть конкретнее, то от этого завода требовались самосвалы.
В срочном порядке, под руководством инженера-конструктора В.Холявко, начали разработку специализированного самосвала, а в качестве наиболее подходящего варианта использовались серийные КрАЗ-256Б1, на которых было необходимо установить защитную свинцовую капсулу для водителя. По ранней задумке, капсула должна была находиться внутри кабины, но из-за проблем с фильтрационной установкой ФВУА-100Н, от нее отказались.
В окончательном варианте, новые КрАЗ-256Б1-030 появились 10 июля 1986 года. Шасси для спецсамосвалов выпускалось на основном конвейере вместе с базовыми машинами, а капсулы - в экспериментальном цеху. Для обеспечения выпуска капсул, потребовалось 60 тонн свинца, доставляемый из Казахстана в Кременчуг.
Отдельный момент стоит уделить и самой капсуле, по верх которой и была установлена та самая ФВУА-100Н, работавшая от генератора двигателя (в крайнем случае от 4-х аккумуляторных батарей).. Она состояла из свинцовой начинки, обшитой 3-милиметровым металлом. Толщина стенок свинцовой надстройки достигала от 25 до 30 мм, а толщина крыши равнялась 12 мм, на которой и была установлена фильтрационная установка. Лобового стекла как такового не было - вместо нее красовалась смотровая щель, заделанная противорадиационным стеклом желтого цвета толщиной в 30 мм. Тоже самое было и с правой стенкой - там также присутствовала смотровая щель.
Еще с самого начала было понятно, что монтаж капсулы понесет за собой трудности в силу ее массы и монтажный участок пришлось усиливать, а также, дополнить специальным надрамником. Рулевое управление было усилено, а привод и раздатку частично дополнили электричеством.
Первое свое боевое крещение, самосвалы прошли все тем же 10 июля после небольшого пробега по городской трассе. Тогда даже не стали ждать определенных доработок и все 256-е с капсулами из первой партии оправились в самое пекло.
Число отправленных на участие в ликвидации аварии на ЧАЭС составляет 18 единиц, из которых ни один самосвал так и не сохранился и их судьба так точно и не известна, хотя по некоторой информации, все 18 спецмашин были захоронены в могильнике под с. Буракивка.