В 1977 году сотрудники конструкторского экспериментального отдела в соответствии с приказом Министерства автомобильной промышленности СССР (Минавтопром) под номером 112 от 5 мая 1977 года приступили к созданию образца специального телевизионного автобуса для обслуживания Олимпиады-80.
Заказчиком данной идеи выступало Министерство промышленности средств связи СССР (МПСС). Стоит заметить, что телевизионный спецавтобус был построен на базе ПАЗ-672, но в Советском Союзе подобные телевизионные автобусы создавали еще раньше.
В частности, еще в 1972 году было изготовлено два образца под названием ПТС-4 на базе специального автобуса ЛиАЗ-5930. В 1974 году на базе ПАЗ-672 Кировоградский завод радиоизделий выпускал передвижную станцию с магнитно-видеозаписью ПВС-3. Он работал в паре с передвижной телевизионной станцией вдали от телецентра, записывая на магнитофон сигнал, формируемый ПТС. Однако с появлением ПТС-3 в те годы ее начинка изрядно устарела и уже не удовлетворяла функциональным требованиям, которые предъявлялись к технике для обслуживания предстоящих 22-х Олимпийских игр в Москве.
Станцию нового поколения конструкторы Павловского автомобильного завода и специальное конструкторское бюро Кировоградского Завода Радиоизделий проектировали совместно. Первые отвечали за всю базу-автобус, а вторые за спецоборудование. Получившаяся в итоге машина ПВС-4 на голову превзошла своего предшественника ПВС-3 по всем характеристикам.
Широкое применение интегральных микросхем на специальном аппаратуре положительно отразилось на качестве записи и обрабатывании сигнала. Также наличие двух видеомагнитофонов вместо одного позволило отказаться от практики привлечения дублирующей машины для записи ответственных или продолжительных телепередач.
Стоит также отметить, что на ПТС-4 появились пульты для звука и режиссера. Всё это превратило новую станцию в передвижную телестудию.
Хочу сказать несколько слов о машинах ПТС-4: основой для всей станции являлся специальный фургон модели ПАЗ-3916, унифицированный с базой автобуса ПАЗ-672. Кузов станции был разделен на четыре отсека: кабина с глухой перегородкой, техническая аппаратная с двумя рабочими креслами и персоналом, кабельный отсек и отсек питания. Практически всю площадь машины занимала техническая аппаратная, попасть в нее можно было из любых двух распашных дверей, с передней части боковины или с задней части боковины. В главном отсеке располагалось всё основное оборудование станции (видеомагнитофоны, пульты, мониторы).
Для комфортной работы техническая аппаратная имела хорошую тепло- и шумоизоляцию, хорошую систему отопления от двигателя и кондиционер КТ-4. Вторая дверь по заднему борту в заднем свесе кузова превращалась для доступа в изолированный кабельный отсек с 12 барабанами для намотки кабелей.
В общей сложности было построено 22 станции ПВС-4. В том числе имелся один опытный образец, который был построен в 1977 году, который со временем был учтен в товарном выпуске 1978 года.
В наше время известно, что имеется один действующий образец, который находится в Республике Бурятия. Машина находится в отличном состоянии и не собирается на пенсию.
ИСТОЧНИК