Оригинал взят у
![](https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.svg?v=17080?v=411.2)
yuripasholok в
Челябинский длинноствол на Тверской В годы Великой Отечественной войны советская танковая промышленность оказалась лидером по выпуску как танков, так и самоходных артиллерийских установок. Особенно это касается САУ тяжелого типа. При этом выпускался своеобразный дуплекс. До определенной поры приоритетной являлась
ИСУ-152, но уже летом 1944 года наиболее массовой стала другая машина. Ее история началась еще весной 1943 года, когда выяснилось, что наиболее эффективным средством борьбы с немецкими тяжелыми танками является 122-мм корпусная пушка А-19. Возникла идея создания тяжелого истребителя танков, но до определенной поры она находилась в низшем приоритете. На то был ряд причин. Это и более необходимая штурмовая САУ, и то, что в ГАУ и ГБТУ ждали более мощные, чем А-19, орудия. Но так и не дождались.
К работам по опытной машине Объект 242 конструкторское бюро завода №100 приступило только декабре 1943 года, когда ИСУ-152 уже пошла в серию. Каких-то серьёзных изменений не потребовалось: А-19 и МЛ-20 использовали один лафет, так что поставить ствол на люльку МЛ-20с не представляло серьёзных проблем. Под руководством Г.Н. Москвина машину довольно быстро переделали, уже 18 декабря Объект 242 уехал на Гороховецкий АНИОП. В ходе огневых испытаний была достигнута прицельная скорострельность 2-3 выстрела в минуту, а слаженный экипаж теоретически мог достичь максимальной скорострельности 5-6 выстрелов в минуту. При этом работа с орудием была более удобной, чем с МЛ-20, да и боекомплект оказался больше. Но... по ряду причин решение по судьбе Объекта 242 затягивалось. Во-первых, предполагалось получить орудие с клиновым затвором, которое имело большую скорострельность. Во-вторых, продолжали ждать более мощные орудия. Тем не менее, испытатели рекомендовали Объект 242 к серийному производству.
Точку в вопросе поставил Сталин. 12 марта 1944 года он подписал измененное постановление ГКО №5378сс «Об увеличении производства тяжёлых танков, артиллерийских самоходных установок ИС, мощных танковых пушек и 122-152 мм снарядов». Согласно ему, новая машина получила обозначение
ИСУ-122. П первые 70 машин данного типа выпускались в апреле 1944 года, 100 - в мае, 120 - в июне, 175 - в июле и 200 - в августе. Одновременно снижался выпуск ИСУ-152: с 170 в марте до 75 в августе. Несмотря на то, что реально объемы по выпуску несколько отличались от планов, уже к лету 1944 года машина пошла в войска. Боевой дебют ИСУ-122 состоялся 23 июня 1944 года, а спустя чуть больше года машина приняла участие в знаменитом Параде Победы, которому вчера исполнилось 75 лет.
Напрямую ИСУ-122 не называли истребителем танков. Согласно описанию, машина была "универсальной", то есть предназначалась для решения широкого круга боевых задач. Это, собственно говоря, отчасти породило распространенное заблуждение о том, что ИСУ-122 появилась в виду недостатка орудий МЛ-20. На самом же деле в случае с ИСУ-122 четко видны ее противотанковые функции. Орудие А-19 являлось более точной орудийной системой (по данному показателю она близка к немецкой 8.8 cm Pak 43), при этом она уверенно поражала большинство типов немецких танков. Боекомплект вырос до 30 выстрелов, немного, но куда больше, чем у ИСУ-152. Главный вопрос заключается в том, что ИСУ-122 летом 1944 года действовали в основном не против танков, а поддерживая стрелковые части. В этом качестве машина была иногда даже лучше ИСУ-152, поскольку имела больший боекомплект. Другое дело, что многие измеряют эффективность данных машин по числу «настрела» вражеских танков, а с этим наблюдался некоторый недобор.
В ожидании начала парада
Вместе с тем, сама по себе направленность ИСУ-122 как приоритетных машин видна и по планам ее производства. Причем нередко складывалась ситуация, обратная распространенной теории. В мае 1944 года, то есть уже на второй месяц выпуска ИСУ-122, случились первые перебои с А-19. В результате вместо 100 машин сдали 90, а ИСУ-152 сдали 135 штук вместо 125. В июле ситуация с орудиями повторилась: вместо 175 ИСУ-122 сдали 140, а выпуск ИСУ-152 увеличили до 135. Стало очевидно, что при таких объёмах выпуска получить необходимое количество А-19 будет крайне затруднительно. Даже с учётом того, что ИСУ-122 получила большой приоритет, пушек и прицелов к ним не хватало. И такое происходило неоднократно. Так что по поводу теории можно только улыбнуться.
Часть машин было совсем свежего выпуска - со сварной лобовой частью корпуса
Частично проблему с пушками удалось решить осенью 1944 года. С августа началось производство ИСУ-122с - почти то же самое, но со 122-мм орудием Д-25с, самоходной версии танковой пушки Д-25Т. В отличие от ИСУ-122, для ИСУ-122с орудийную установку пришлось делать заново. Это позволило сделать её более компактной (что не менее важно) и одновременно усилить защиту. Подвижная часть бронировки стала иметь толщину от 80 до 95 мм, а неподвижная - до 100 мм. Меньшие габариты бронировки улучшили обзорность с места механика-водителя. Также снизу появилась защита подвижной бронировки от попадания снарядов и их осколков снизу. Несмотря на то, что скорострельность выросла, а внутри боевого отделения стало просторно, ежемесячный объем выпуска ИСУ-122с составил 50 штук. Всё просто: объём выпуска систем Д-25 был ограничен, посему ежемесячно выпускалось 100 ИСУ-122 и 50 ИСУ-122с.
ИСУ-122 и ИСУ-122с в одном ряду.
Самоходные артиллерийские установки семейства ИСУ-122 шли на комплектование гвардейских тяжёлых самоходных артиллерийских полков по штату №010/461 (1 командирская машина и 4 батареи по 5 машины в каждой, плюс 4 бронетранспортёра). О том, насколько важным считалось наверху формирование ГвТСАП с новыми машинами, говорит один факт. Летом-осенью 1944 года в самоходные артиллерийские полки, вооружённые ИСУ-122, переформировывали гвардейские тяжёлые танковые полки, ранее воевавшие на
ИС. Благодаря большому объему выпуска к 1 января 1945 года ИСУ-122 почти догнали ИСУ-152 по наличию в войсках. ИСУ-122 было 943 штуки, из них 561 на фронте, и ИСУ-152 - 974 штки, из них 545 на фронте. При этом потери ИСУ-122 за 1944 год оказались небольшими - 169 "безвозвратов".
Когда хочется чего-то большого и чистого
ИСУ-122 хорошо себя проявили в боях, тем не менее, Великая Отечественная война для них стала последней крупной войной. Так сложилось, что огневую мощь А-19 признали недостаточной уже во второй половине 40-х годов, потому ИСУ-122 достаточно быстро ушли на покой. Он чаще использовались как базы для тягачей и инженерных машин.
https://www.facebook.com/profile.php?id=100017882883627&sk=media_set&set=a.632134560725968&type=3&_rdc=1&_rdr Статья по ИСУ-122:
https://warspot.ru/14162-tyazhyolyy-istrebitel-tankov