"Гаргантюа и Пантагрюэль" - одно из главных сатирических произведений не только века XVI-ого, но и в целом. Многие вещи до сих пор смотрятся актуально.
Чтобы описать всё, что вместила книга, потребовалось бы не менее тысячи страниц, а то и более. Здесь и философия, и одновременно сатира на модные философские воззрения того времени, вольные рассуждения о браке (своего рода pro и contra), ну и опять же высмеивание существующих порядков и законов. Говорящие имена - сосиски, колбасы, Цапцарап, Жан-зубодробитель, Божественная Бутылка, Фонарь. Рабле высмеивает не только монахов, священников, епископат, кардиналов (есть целый остров, где он изобразил церковую иерархию в виде иерархии птичьей, где во главе условный папа), но и правителей, судебную систему (описание судебного процесса на основе выбрасывания костей шикарно), аристократию (пушистые коты во главе с Цапцарапом и колбасы). И вместе с тем произведение - великолепная сатира, на многочисленные приключенческие и рыцарские романы: есть сражения, путешествия по морям (с увлекательным описанием бури на корабле). Медицинская система не менее подробно описана, особенно любопытно лечение при помощи гульфика. Рабле удалось нащупать нерв времени, чтобы выплеснуть обличение всех пороков общества, недостатки существующего государства и институтов, ханжества и невежества практически во всех слоях населения.
Но, конечно, французский мэтр не ограничивается одной лишь сатирой. Произведение относится к разряду просветительских романов идей. Наиболее полно идеалы свободы и самодостаточности человека автор описал в главе о Телемском аббастве, которое отдали Жану на свое усмотрению и организацию. Свободные нравы, свободный график, свобода религиозного церемониала (утопия, но красивая и преувеличенная с учетом описания той роскоши, в которой купаются обитатели аббатства).
И отдельно стоит отметить влияние романа на литературу, искусство (в том числе современное) и философию.