Дзюнъитиро Танидзаки. Ключ

Sep 16, 2016 15:40



Помещенные в пространство торговли живым товаром и эротики, ритуала и театра, гейши мастерски владеют ложью и суевериями, собственную же психику скрывают при помощи выразительного и лукавого маскарада.
Эва Курылюк. Эротоэнциклопедия
"Ключ" - роман не столько о сексе (как может сначала показаться), сколько о стереотипах в условно пуританском обществе, об их влиянии на отдельно взятого человека и отношения в семье в целом.

Танидзаки написал произведение в популярной форме дневниковых записей, что сразу настраивает на некоторую лиричность и исповедальность. А использование разных азбук помогать понять настрой героев и изначальную роль их в произведении. Для катаканы, используемой мужем, характерны прямые линии и острые углы, что символизирует доминантность в отношениях, семье и самом повествовании. Жена же использует хирагану, где иероглифы более округлы и податливы. Её статус - сабмиссивность. До определённого момента Танидзаки повествует об отношениях супругов в соответствии с розданными ролями, но, конечно, же это всего лишь игра. Со стороны автора это способ подстроиться под существующие в обществе стереотипы. Стыдливая жена, выключающая свет во время секса, ненасытный муж, охочий до голого тела, потенциальный молодой любовник, с которым заигрывают, и дочь-сводница. Муж с женой ведут дневники и лукавят друг перед другом и перед читателем, что не читают записи супруга. Но примерно с середины произведения начинают закрадываться сомнения (ну уж, когда жена заговорила о кривых ногах, сомнений точно не должно быть), что это всего лишь игра, причем потенциальным кукловодом и доминантом оказывается отнюдь не муж. Произведение становится этаким детективном лабиринтом, столь знакомым по рассказам Акутагавы (например, по знаменитому рассказу "В чаще"), или только начавшей набирать популярность "Служанке" Пака Чхан-ука. И пусть соответствующего резонанса "Ключ" в обществе не имел, но это замечательная попытка автора низвергнуть устоявшиеся стереотипы в консервативном японском обществе того времени, а для читателей других стран  - очередной красивый литературный шедевр.

Авт: Танидзаки Дзюнъитиро, Общ: Чтение-2016, Стр: Япония, Оц: Рекомендую

Previous post Next post
Up