Конец 30-х прошлого века. Время правления Зогу I. Не так давно только появился портативный катушечный магнитофон. Двое ирландско-американских ученых прибывают с чудо-машиной в провинциальный албанский городок Н. для исследования загадочного феномена, который не дает покоя всем ученым мира не меньше, чем «загадка Шекспира», а именно найти ответы в «гомеровском вопросе» (собственно «Г» и есть «Гомер»). Читатели, знакомые с Гоголем и Флобером, увидят в завязке комичные ситуации, отдающие "Ревизором", а в громокипении страстей Дэйзи, жены губернатора городка, влияние "Мадам Бовари". Но самое интересное впереди.
Корни феномена ученые ищут на севере Албании, где в горах предположительно живут немногие сохранившиеся рапсоды, поющие и слагающие эпические песни. Попутно Кадаре исследует взаимосвязь греческой и албанской культур, противостояние албанской и сербо-хорватской (борьба за сюжетное первенство), систему шпионажа (хотя сыщик мне более напомнил агента Штази из фильма Доннесмарка, чем королевского шпиона). Ну и, конечно, не обошлось без сербско-албанского конфликта. Сербский монах-националист уничтожает катушки с записями песен рапсодов и сам магнитофон, как порождения зла.
Более всего порадовала концовка. Об ученых сложили эпическую песню, а один из ученых - Билл - превратился в слепого рапсода. Роман приобрел несколько притчевый характер с магреалистичным оттенком, а месседж произведения стал ещё и высказыванием о влиянии прошлого на настоящее и взаимосвязи человека и истории.