Можно поздравить Фланагана и читателей, которые ждали его переводов (уж теперь-то он/они точно будут). И поздравить букеровский комитет за предсказуемость. Давно понял, что британцы дают премию за сюжет.
Вспомнил выдержку из
интервью в "Литературной газете":
"- Какие произведения пользуются наибольшим успехом у англичан?
Английский читатель, на мой взгляд, привык к психологическому роману нравов, характеров (как правило, с комедийным, сатирико-юмористическим началом) - о жизни «микросоциальной группы людей» (усадьба, городок, семья, круг друзей), к историческим романам, предпочтительно на сюжет из национальной истории; на это, как правило, осознанно или нет, ориентирован и английский писатель. В этом контексте понятно, почему такой успех имеют эпико-романтические романы С. Фолкса, прежде всего «Песнь птицы» (1993) - о любви на фоне кошмара Первой мировой войны, а Букера в 2009 г. получила Хилари Мэнтл за роман «Вулф холл» - об Англии XVI в., о Томасе Кромвеле, одном из идеологов английской Реформации, главном советнике короля Генриха VIII. Конечно, критика оценила яркий роман Дж. Барнса «История мира в 101/2 главах» (1989), появившийся на волне возникшего во всём мире, особенно в Европе, ощущения «конца истории». Но парадокс в том, что, возможно, на него больше откликов в России, чем в Великобритании: российский читатель особенно любит такие масштабные, философские, притчевые сюжеты."
Учитывая эту цитату, у меня был на первом месте Фланаган с романом на военно-историческую тематику, на втором Фаулер с романом на семейную тематику, в резерве держал Макхерджи (иногда британцы любят что-нибудь экзотическое из стран бывших колоний). А болел я все равно за Али Смит, пойду и дальше за нее болеть, теперь в премии Голдсмитс, может там ей повезет.
А на следующий премиальный сезон прогнозирую попадание в шорт-лист Букера Мартина Эмиса и Кадзуо Исигуро с новыми романами и невручение премии Мартину Эмису (хотя болеть буду за Эмиса, посмотрим через год).