12 июня 2015 г., воскресенье прибыл в Нижнеудинск. Был еще Вернеудинск - это нынешний Улан-Удэ. А Нижнеудинск - между Тайшетом и Иркутском. Дорога на Нижнеудинск из Тайшета радует красотами:
Сам Нижнеудинск - демонстрация того, как Транссиб издевался над сибирскими городами и безжалостно ломал их планировочную структуру. Я так и не смог установить, как проходил Сибирский тракт там, где сейчас железная дорога. Зато выяснил, где была переправа через реку Уду. Не надо три раза отгадывать, чтоб ответить, что это было в конце ул. Ленина. Да, когда-то это была главная дорога, которую по всем канонам советского градостроительства назвали улицей Ленина. А сейчас перед рекой поставили такой забор:
Тупик в створе улицы Ленина, чтоб какой-нибудь залетный ямщик из прошлого с разбегу не угодил в речку
С противоположного острова это место выглядит так :
Справа- тупик в конце улицы Ленина, в створе ныне разрушенного моста, слева (где машина) - перегороженный блоками старый ввзвоз Сибирского тракта
Нижнеудинцам будет интересно посмотреть следующую карту, на которой пунктирной линией проведена трасса дороги, а синий кружок в нижней части карты обозначает место на предыдущей фотографии:
Так Сибирский тракт пересекал реку Уду
Дорога шла через остров, где сохранилась старая постройка, а затем был перевоз на противоположный берег Уды в створе ул. Просвещения. Ученики школы № 1 (номер символический!) должны знать, что их школа стояла на самой длинной в мире дороге. Ну а место ввзвоза, изображенное на следующей фотографии, отмечено на карте верхним синим кружком.
Остатки взвоза в створе ул. Просвещения
Заснял фильм на эту тему. Будет время, смонтирую.
В принципе, местные власти могли бы выгодно обыграть эту тему, поставив памятные знаки и благоустроив вокруг них территорию. Любой артефакт, повышающий привлекательность города, может и должен быть использован.