О правиле буравчика

Dec 08, 2014 07:10


Наткнулся на любопытный софизм, который демонстрирует нетривиальность сущности физических рассуждений: они верны с точностью до паталогий. Что именно может являться паталогией, однако, не всегда ясно.

Здесь замешиваются интересные эпистемологические проблемы, но влезать в них сейчас не хочется, поэтому сразу перейду к существу дела.

Как известно ток ( Read more... )

наука, физика, образование

Leave a comment

zorgeo December 8 2014, 15:26:45 UTC
ашыпка у Вас.

теорема о циркуляции в интегральной форме: Int H . dl = Int j dS, где l вектор перемещения по контуру, а S площадь, ограниченая контуром. (с точностью до констант, зависящих от системы единиц).

в случае плотности тока j= exp(-r)/r имеем:
H*2*pi*R=Int_0^R exp(-r)/r*2*pi*r*dr, где интеграл берется в пределах от нуля до R.

нетрудно посчитать, что H=(1-exp(-R))/R.

Reply

sibirets December 8 2014, 17:43:34 UTC
Почему же ошибка? Если бы ошибка была, жизнь была бы проще.

Понятно, что уравнение (1) определяет магнитное поле с точностью до добавок, ротор которых равен нулю. Вот поле B = e_\phi/r доставляет пример такой добавки, ротор которой равен нулю, а циркуляция - нет.

Reply

zorgeo December 8 2014, 20:28:11 UTC
минуточку. ротор 1/r равен нулю почти везде. вот в этом "почти" собака зарыта. он не равен нулю в нуле.

ток, соответствующий полю 1/r, это ток в тонком проводе. дельта=функция, если угодно.

то что функция почти везде равна нулю, еще не значит что она тождественно равна нулю, не правда ли.

в ваших рассуждениях качественная ошибка. что собой представляет Ваше распределение тока с точки зрения наблюдателя, находящегося на расстоянии R>>1? наблюдатель видет исчезающе тонкий шнур с током, толщиной 1 и полным током - ну, посчитайте, 2пи, кажется. поэтому на достаточно далеких расстояниях поле должно спадать как 1/r, а вовсе не экспоненциально.

Reply

sibirets December 8 2014, 22:17:01 UTC
Правильно, софизм разрешается тем, что нужно аккуратно обращаться с особой точкой в нуле (там поле направлений e_\phi неопределено). Так, например, если записывать теорему о циркуляции так, чтобы исключалась точка с сингулярностью (например, граница поверхности выбирается в виде двух концентрических окружностей), то все становится в порядке: потоки и циркуляции полностью согласуются, как и должно быть.

Фиксировать неопределенность в законе Ампера можно разным образом, в зависимости от физики задачи. Вот, например, в задаче, в ходе разбирательства с которой у меня сформулировался софизм, асимптотика 1/r нефизична. С магнетизмом там связь опосредованная, токов вообще нет, а вот полный поток, условно говоря, e_r \times B, наоборот, оказывается важной величиной, и он должен быть конечным. Как раз и хотелось ввести эффективный ток, чтобы упростить задачу, а упрощение получается несколько условным.

Reply

zorgeo December 8 2014, 22:29:34 UTC
должен признаться, что Ваше последнее замечание мне непонятно.

если полный поток конечен, то, казалось бы, поле должно спадать как 1/r. в силу размерности задачи.

точно так же в 3d, в случае теоремы гаусса. если полный заряд конечен, значет поле спадает как r^{-2}.

но Вы говорите, что это не электродинамика...

Reply

sibirets December 8 2014, 22:50:37 UTC
Нет, не электродинамика. Если получится что-то любопытное, то напишу развернуто.

Там у меня естественным образом накладывается условие нормировки на величину вроде \int B(r) r dr, поэтому B должно спадать быстрее, чем квадрат расстояния от начала координат.

Reply

zorgeo December 8 2014, 21:28:22 UTC
Ошибка, конечно у Вас. Смотрите: если у поля сингулярность 1/r при малых r, значит, в токе есть дельта-функционная сингулярность ("ротор равен нулю, а циркуляция --- нет"). В Вашем токе нет такой сингулярности, значит, с Вашим ответом что-то не так. А у zorgeo такой сингулярности нет (поле конечно при r=0), и его решение правильно.

Поучительно также посмотреть на асимптотики на больших расстояниях. Ваше распределение тока явно несет конечный полный ток. Поэтому на больших расстояниях должно воспроизводиться поле тонкого провода, несущего этот ток. У zorgeo так и есть, а у Вас поле вдалеке обращается в нуль, как если б полный ток через сечение был на самом деле нуль.

То есть Ваше решение --- это правильное решение минус поле тонкого провода (дельта-функция при r=0) с полным током.

Reply

sibirets December 8 2014, 22:29:55 UTC
То, что Вы пишете - совершенно верно. Проблема как раз в этих асимптотиках и сидит. Давайте переформулируем задачу. Пусть дано поле, заданное на достаточно больших расстояниях выражением (3). Найти ток. Ток получится с "неправильным" направлением.

Понятно, что этот ток как раз направлен так, чтобы скомпенсировать некий "правильный" ток, который сидит на маленьких расстояниях (в тонком проводе), так чтобы при уходе на бесконечность полный ток оказался равным нулю.

Я вот как раз пытаюсь понять, как бы на эту задачу взглянуть так, чтобы и циркуляции с потоками согласовывались и лишних токов не надо вводить. Один вариант - правильно выбирать поверхность, через которую считается поток. Но он мне для моих целей не подходит. Может, в самом деле, фиктивный ток ввести.

Reply

zorgeo December 8 2014, 22:53:25 UTC
Ну то, что говориться выше, означает, что curl B равен на самом деле Вашему току + дельта-функция в нуле. И эта дельта-функция течет куда надо и как надо, а плавный фон уничтожает ее вклад на больших расстояниях.
(Чем-то это все на сверхпроводящие вихри похоже.)

Если задача у Вас на самом деле обратная, и ток с дельта-функцией Вас не устраивает, то можно попытаться регуляризовать сингулярность. Скажем, можно сингулярность 1/r в поле переписать вот так: r / (r^2 + a^2), где a малый радиус. Тогда появится дополнительный ток вида a^2/(r^2 + a^2)^2, что и есть регуляризация дельта-функции. Направлен он будет туда, куда надо. Но тут уж надо смотреть на детали конкретной задачи.

Reply

sibirets December 8 2014, 23:09:12 UTC
Надо бы взглянуть на вихри, может, что по аналогии в голову придет, спасибо за подсказку.

Reply


Leave a comment

Up