А теперь осторожно выпускаем джинна из бутылки...

Mar 05, 2019 22:45


Краткая история появления джипов на наших дорогах

В предыдущем посте я пообещал рассказать, откуда пошла мода на джипы. Сразу скажу, что это одна из версий, литературно обработанная и пересказанная по мотивам разговоров с любителями американской автомобильной классики на заграничных форумах.

Эта история началась в 1973 году. Во всём, как обычно, были виноваты евреи. Если бы они не были так убедительны в Войне судного дня - может ничего и не случилось. Но после сокрушительного поражения 17 октября 1973 года страны - члены ОАПЕК а также примкнувшие к ним сочувствующие заявили, что или нефть - или евреи. Цены на нефть скакнули резко вверх. Ричард Никсон призвал американцев к экономии и воздержанию (от чрезмерного нажания на педаль газа).

До 1973 года бензин в Америке стоил совсем недорого, автомобили были большие а объемы моторов (то, что называлось bigblock) составляли в среднем от 400 до 450 кубических дюймов (6,5 - 7,3 литра). В молодые годы я наблюдал ремонт мотора полноразмерного бьюика - до сих пор помню, как бензин при нажатии на газ потоком лился в четырехкамерный карбюратор.  Так вот - примерно с этого момента всё изменилось.

Американцы назвали это great shrink. Визуально это выглядело примерно так:





Маленькие автомобили  категорически не вписывались в американскую автомобильную традицию. Ещё Генри Форд любил говорить: Большой автомобиль - большие прибыли, маленький автомобиль - маленькие прибыли.  Понимая, что одними воззваниями не обойтись, американская администрация приняла закон, согласно которому нормы потребления бензина городскими автомобилями должны были последовательно уменьшаться, достигнув в пределе показателей японских и европейских малолитражек.

Человека можно обмануть, законы физики обмануть нельзя. Инженеры сделали всё, что смогли - радикально урезали размеры и вес автомобиля, резко уменьшили объем и мощность моторов. Всё сделали правильно, сертификацию прошли. Но тут восстали покупатели.

Автомобили эпохи great shrink были не просто маленькими (по сравнению с традиционными дорожными крейсерами, разумеется - даже постшринковые мидсайзы редко были меньше пяти метров в длину) - они были совсем «овощными». Не ехали совсем, как ни нажимали на педаль газа разочарованные покупатели.  Продажи резко упали, японские конкуренты вышли вперед. Нужно было что-то делать.

И в этот критический момент юристы GM обратили внимание, что нормы расхода топлива были прописаны для городских автомобилей. Решение было простым и гениальным - мы возвращаем на рынок автомобили со старыми силовыми агрегатами, которые не пройдут сертификацию - но и не нужно. Ведь это не городские автомобили, а внедорожники. А если мы ездим за городом - значит нормы требуются другие, а их нет. Ну, а если мы случайно оказались в городе...

Американцы очень быстро переориентировались на «внедорожники» - они ехали как в старые добрые времена, топливной экономичностью, конечно, не отличались - так и кризис уже прошел. Продажи джипов резко пошли вверх. Почуяв ажиотаж на рынке, подтянулись и японцы. Именно они, кстати, с присущей японцам рациональностью, стали делать «паркетники» - то есть автомобили, которые джипы напоминали только внешне - эксплуатировались ведь они всё равно в городах и на асфальте.

С лёгкой руки американцев мода на «внедорожники» пошла по миру. Дольше всего сопротивлялась Европа, кстати, насколько я знаю, там до сих пор джипы не пользуются популярностью. А вот в «странах догоняющего развития» джипы оказались популярны вдвойне.

Во-первых, большая мощная машина однозначно подчёркивала статус владельца.

Во-вторых, как правило дорожная сеть в этих странах оставляла желать много лучшего, поэтому полный привод и высокий клиренс были вполне к месту.

Не обошла эта эпидемия и Россию. Причём, как это часто бывает, мы начали сразу с джипов. Джип Чероки, Геландеваген и Тойота - Лэндкруизер - три источника и три составные части социального успеха в России 90-х.  Знатоков и любителей классических американских road-cruiserов  у нас исчезающе мало. Потому мало кто знает, что было после того, как еврейские танкисты под командованием генерал-майора Ариэля Шарона пошли в свой последний и решительный бой.

Автомобили

Previous post Next post
Up