Ремонт неформатного автомобиля -это то еще мероприятие. Настоящий американовод сродни Диогену. Только тот искал человека среди сограждан, а я искал Мастера среди сервисменов.
Часть этих приключений выкладываю сегодня в ЖЖ.
Владельцем «Шевроле - Каприс» 1991 модельного года я стал случайно. Достался он мне в совершенно смешном состоянии - ни тормоза, ни газа. То есть мотор-то работал, но при нажатии на педаль газа глох почти сразу. Тормозов почти не было. При этом в моменты торможения кузов страшно раскачивался и скрипел. Замков в дверях не наблюдалось - продавец доверительно сказал -«да зачем они тебе, поставишь сигнализацию и все. Ключ вот еще застрял в замке зажигания и обломился - но это ничего, все равно эту машину никто угонять не будет…». Обломок замка зажигания отвалился примерно через два дня после покупки, и заводить машину приходилось ножом, засунув его в щель замка зажигания.
- «Я бы не стал продавать, да жене машина не понравилась… Да и деньги нужны. Бери, машина то хорошая» - со стороны и покупатель, и продавец производили странное впечатление. Когда расчет был произведен и я пошел к выходу, продавец снова открыл дверь, позвал меня и сказал -« Там еще масло из коробки передач бежит¸ так что, смотри за уровнем…».
А мне машина нравилась. Пожалуй, самый захватывающий момент наступил в момент перегона машины к месту стоянки через весь город в час пик - без тормоза и газа. Надо сказать, что Томск старинный сибирский город, с маленькими кривыми улочками, забитыми автомобилями - преимущественно японского производства, новыми, быстрыми и довольно дорогими. Плюс к этому, я всю свою водительскую карьеру ездил на праворульных японских машинах, и поэтому слева чувствовал себя весьма неуверенно. Плюс огромный габарит, плюс отсутствие тормоза и газа… Но ничего, все вокруг таращили глаза и давали проехать, хотя несколько весьма острых моментов все же были.
Итак, машина стоит на стоянке, надо что-то уже, таки делать.
Первой акцией стал выигранный не Ебее лот - всего за 30 долларов я стал владельцем мастер цилиндра в сборе с вакуумным усилителем от Бьюика Роудмастера 1992 г.в. - по виду идентичный найденному в багажнике. Под капотом стоял некий вакуумный усилитель с тормозным цилиндром от Тойоты Марк2. Правда, в ответ на мои просьбы выслать лот в Сибирь, горячий арабский парень стал писать нечто невразумительное про то, что он не знает как слить тормозную жидкость, которая может при пересылке повредить другие посылки, а затем и вообще пропал. Местные поставщики называли цены от 10 до 15 тысяч за вакуумный усилитель (оригинал 100%), про замки вообще говорили нечто невнятное.
Второй неудачей стал визит мастера. Вроде и человек был не случайный, а рекомендованный, но приехав он сначала несколько оторопел, потом присел, свистнул и сказал -« Да она у тебя эта, блинн, ушатанная… Я и не знаю что тут делать, разбора то по американцам нету, да и в гараж она у мене не влазит. В общем, дорогой товарищ, мой тебе совет - попробуй вкорячить в нее вакуум от 53 газика, а лучше вообще продай, если найдешь второго такого дурака, а мне некогда, у меня работа стоит, пока».
Но не все было так плохо. Найденный поисковиком сайт клуба Freedomcars оказался весьма кстати - прежде всего, как средство моральной поддержки.
Во вторых, должен выразить свою горячую признательность Vaganу - его весьма подробно написанное пошаговое руководство по покупке запчастей в Рокавто стало для меня откровением и наполнило меня уважением к себе после того, как первая посылка с американскими запчастями была доставлена мне ретивым почтальоном. Еще раз мое уважение, Vagan, все получилось с первого раза!
В отношении ремонтников было сформулировано следующее: не предлагая им провести ремонт, просто показываем пальцем на то, что необходимо заменить, и платим деньги. Поскольку самому ремонтировать тормозную систему мне было несколько боязно, я пошел в находившийся неподалеку дилерский центр Шевроле. Пригоняйте - сказали мне в техцентре, попробуем что-нибудь сделать.
Помня о неудачах с предыдущими мастерами, я держался вежливо, несколько неуверенно, но при этом старался настоять на своем. Давайте так, сказал я мастеру, я показываю проблему, а вы называете, сколько это будет стоить, ОК?
Поставить новый вакуум и старый мастер цилиндр? - 1000.
Замена масла, фильтра и топливного фильтра - 200.
Замена ремня - 250.
Замена свечей - 800
Замок зажигания - не скажем, сколько получится.
Диагностика подвески - 500.
Прибавим расходники - ну где-то тысячи три с половиной, четыре. В общем ничего, с учетом того, что машина будет на ходу.
Через день мне позвонили - забирайте машину. Что все сделали? - спросил я. Да! - твердо сказали мне на другом конце провода, только тормоза у нее совсем пропали, поскольку мастер цилиндр перепускает… А сколько за работу? Шесть тысяч…
Счет меня позабавил и озадачил одновременно. Как из трех тысяч сделать шесть? Да элементарно.
Новый вакуум 1200
Масло 200
Свечи 1000
Замок 1300
Еще что-то 200
Диагностика подвески 600
Ремень 350
Расходники 1000 (включая полтора литра тормозной жидкости).
Всего 5900
Бедолага - сказал мне начальник сервиса, чем окончательно меня разозлил, где же ты найдешь разборку по американцам…
А как насчет подвески - твердо спросил я - где диагностический лист или что-то там? Записывай - устало сказал мастер - и начал бормотать какие-то термины. Минутку - сказал я - я распечатаю из Интернета чертеж, отметите на нем детали, подлежащие замене. А как насчет ремонта?
Тут надо менять всю ходовую - сказал мастер, а это тысяч на 10. тысяч на десять - это которые 20 - ехидно поинтересовался я. Ну да, сказал мастер, ты посмотри, машина то у тебя какая - американская… С ней намучаешься…
Уже поняв, что диагностика подвески - это такой способ добавить к счету денег, я все же пришел за листом. Практически все детали там были обведены ручкой. Ну, понятно, старая машина, но я и сам будучи гуманитарием знал, что лучше всего, конечно, поменять все старое на новое.
Кстати, техцентр назывался 100 коней. Вот кони - подумал я, - б…
Хочешь сделать что-нибудь хорошо - сделай сам. Этот слогам плохого парня из одного популярного фильма показался после похода к коням весьма актуальным.
Концепция ремонта была подсмотрена у горячих узбекских ребят, которые ремонтировали наш корпус. Делается это так - берется один мастер, а в помощь мастеру дается пять - шесть «ездовых» узбеков, которые делают всю подготовительную работу, подносят уносят, в общем, делают 90% работы. А мастер делает то, что требует знаний и навыков, и учитывая разницу в оплате труда мастера и «ездовых» экономия получается значительная, а качество приемлемое.
Удивительно, но спустя некоторое время мне удалось найти мастера, который ничего не делает своими руками, но весьма квалифицирован - он еще не оправился после тяжелой травмы. Разбирай ходовую - сказал мастер, а я помогу собрать.
Итак - машина поднята на полметра, сняты колеса и осмотр вызвал немалое удивление. Левый тормозной диск был сточен до основания. Правый был еще ничего. Левого тормозного барабана не было вообще. Левая задняя тормозная трубка была обрублена (судя по следам на полуоси, топором) и загнута плоскогубцами. Тормозные колодки были сточены до металла.
Зато состояние кузовного металла было более чем удовлетворительное.
Примерно два часа у меня (гуманитария) ушло на то, чтобы разобрать суппорты и снять тормозные диски. В это же время подошел мастер, правда, с бутылкой пива, чем меня несказанно напряг. Но дальше все пошло значительно лучше. Открываем большую коробку. Достаем тормозной диск. Открываем вторую коробку и достаем подшипник и ставим его на место. Открываем третью коробку, и ставим на место второй подшипник. Набиваем все смазкой. Вставляем пыльник, надеваем на ось и закручиваем гайку. Закрываем колпачок. Вставляем новые тормозные колодки и закручиваем направляющие болты. На все 15 минут. Правый диск был заменен еще быстрее.
Задние барабанные тормоза были разобраны примерно за полчаса. Затем начались проблемы. Рожковым ключом на 13 не удалось открутить гайку, фиксирующую тормозную трубку, поскольку она закисла намертво. Мастер предложил и сделал трубочный ключ - берем головку на 13, привариваем в рожковому ключу и пропиливаем паз под трубку. Все. На следующий день все легко открутили, трубку поставили от Жигулей, тормозные барабаны поменяли и слева, и справа (они по 5 долларов за штуку), солдатики подошли от волги. Кто у кого списывал? - спросил я мужиков, показав на одной ладони волговский и американский солдатики. Ну конечно американцы у наших - единодушно сказали мужики.
На новый вакуум был прикручен новый мастер цилиндр.
На прокачку тормозов ушло еще полчаса и литр тормозной жидкости.
Надо сказать, что после замены свечей зажигания неизвестного происхождения на оригинальные, провалы исчезли, а теперь появились и тормоза. Замки в двери я вставил уже сам, вдохновленный собственной крутизной. Вот и все.
Вот такая история. Должен сказать также, что очень помогли технические советы из форума Freedomcars и общее настроение участников форума. Творческим узбекам отдельный привет. И как говорил один плохой парень из художественного фильма 5 элемент - «хочешь сделать что-нибудь хорошо - сделай сам».