Мне кажется, что надгробиями уже утомились все, поэтому мы с ними временно прервемся. Тем более, что большинство посетителей ходят во Фрари смотреть не гробницы великих и не очень великих людей, а картины. Так что в этот раз рассказ будет представлять собой набор иллюстраций с минимальными комментариями.
В центральной апсиде за главным алтарем находится шедевр Тициана "Мадонна Ассунта" - Вознесение Богородицы (1518).
Это как раз тот случай, когда иллюстрация мешает работе воображения. Дело в том, что полотно писалось Тицианом конкретно для этого места в этой церкви. Все помнят, что мы находимся в готическом храме с высоченными (28 м) сводами? Картина "вписана" в храм: Богородица буквально взлетает в готические своды, и ангелы парят где-то между полом, где роятся эти смешные прихожане, и стрельчатым потолком, на котором приютился Отец Небесный. В этой картине нет ни одного статичного изображения: пораженные апостолы с очами горЕ и простертыми руками, смешные детишки-ангелы роятся вокруг Марии, Отец в сопровождении ангелов летит Ей навстречу. Если приглядеться, то узор вверху картины - это тоже рой ангелов.
Далее. В готическом храме еще и большие окна с витражами полагаются (здесь витражи, правда, поздненькие). И все это море света пронизывает картину. Чтобы в этом убедиться, имеет смысл прийти во Фрари вечером, когда вход уже бесплатный, электричество почти что полностью выключено. И во мраке сияет нездешним светом тициановская Ассунта.
Взлетающую ввысь Богородицу видно сразу от входа, сквозь монашеские хоры (вот здесь первая картинка:
http://sibeaster.livejournal.com/88238.html). А ведь когда-то этих хоров не было. Но чтобы прочувствовать эту картину, полезно будет опять-таки придти сюда поздно вечером или рано утром, до туристов. Попробуйте просто посидеть перед этой картиной (можно и постоять, но ноги в Венеции - вещь быстро устающая, и их беречь), и в какой-то момент этот вихрь с апостолами, ангелами и Богородицей подхватит вас и унесет в запредельные дали. Первый раз я думал, что виноват алкоголь (зашел сюда после ужина с поллитрой вина), но утренний визит переубедил меня: все-таки дело не в вине, а в гении Тициана.
Далее будут шедевры попроще, без столь возвышенных эмоций.
1. Капелла Корнер в левом трансепте. Алтарный образ здесь: "Святой Марк с предстоящими" Бартоломео Виварини (1474). Об авторе вот тут чуточку:
http://it.wikipedia.org/wiki/Bartolomeo_Vivarini Сюда уж, хочешь-не хочешь, бесплатно не попасть: в "неприёмное время" капелла закрыта. Сравните даты написания этой картины и предыдущей: всего-то одно поколение прошло, а какой скачок произошел. Вроде бы и все фигуры выписаны тщательно, и лица у них нормальные человеческие, но все какое-то неживое, вы не находите?
Иоанна Крестителя и блаженного Иеронима все узнали? (это те, кто слева) А вот фигуры справа я, признаться, без путеводителя не опознал. Ну с епископом в митре, понятное дело, что не може быть ясности, ибо святых епископов было много, и писали их похожими. Подсказкой может быть, кроме путеводителя, конечно, информация, что святого этого особенно почитали в Венеции, так как здесь хранятся его мощи. Правда, некий город на "каблуке" Италии утверждает то же самое...Теперь, думаю, вcе узнали?
Ну и, наконец, ближняя правая фигура - это, оказывается, апостол Павел. Без меча и не узнаешь.
2. Апсида в левом нефе - капелла миланцев. И алтарный образ здесь, разумеется, "Святой Амвросий с предстоящими" (дописана в 1503, уже после смерти автора), работы Альвизе Виварини (о нем здесь:
http://it.wikipedia.org/wiki/Alvise_Vivarini) и Марко Базаити (
http://it.wikipedia.org/wiki/Marco_Basaiti). Специально шел ее смотреть, потому что в этот раз у меня было назначено свидание со святителем Амвросием в Милане (как-нибудь расскажу):
Святых Себастиана и Иеронима, уверен, все уже узнаЮт. Еще на картине присутствуют Людовик Святой и Иоанн Креститель (слева от Амвросия), Григорий Великий и блаженный Августин (справа).
3. Теперь переходим одну из апсид правого нефа, где за алтарем находится полиптих Бартоломео Виварини (1482)
Про автора можно почитать по ссылке выше. Кроме легко опознаваемой Богородицы (шутка известная: у одного гида как-то спросили: почему у Мадонны всегда на коленях находится мальчик и ни разу девочка), здесь есть Петр и Павел (обратите же внимание на этого добряка Петра), а также Андрей Первозванный и Николай Чудотворец.
4. Ну а теперь пройдем в ризницу (мы через нее уже проходили, когда гробницу Франческо Дандоло посещали), потому что тамошний шедевр пропустить ни в коем случае нельзя. Все слышали: нельзя! Это сказано, потому что ризница частенько бывает закрыта "для литургических церемоний" (честное слово, так прямо и написано на решетке, перекрывающей вход). Дело в том, что большинство будничных месс совершается именно здесь, а для молящихся даже оборудован отдельный вход (см. здесь:
http://sibeaster.livejournal.com/88046.html, предпоследняя фотография, вход - слева). Между тем, местный алтарный образ - это триптих Джованни Беллини (1488) на неисчерпамую тему Мадонны с предстоящими:
Предстоящие святые - Марк, Петр, Бенедикт, Николай. Выбор всех святых, кроме Петра, объясняется просто: это небесные тезки мужа и двух сыновей дамы, в честь которой был написан триптих. Мой путеводитель советовал мне пробежаться пару раз от Ассунты до триптиха Беллини, чтобы прочувствовать разницу между двумя изображениями. У Тициана Богородица летит, а святые на земле и на небе громко ликуют (судя по позам). У Беллини от Богородицы веет неземным спокойствием: Она уже там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, и святые тоже там))) Качество работы бесподобно, так что технически это смело можно именовать шедевром. Но вот композиция - увы, нет тут никакой композиции. Это просто застывшие статуи, и совсем непонятно, как перед таким образом заказчица предполагала молиться. Участникам этой сцены уже настолько параллельны все земные огорчения и заботы, что помощи ждать от них - гиблое дело. А учитывая мое более чем прохладное отношение к сложившемуся у нс культу святых, картина бьет не в бровь, а в глаз.
Впрочем, можно вообще об этих ПГМ-ных материях не задумываться, а просто любоваться.
5. Ну и последнее на сегодня полотно - "Мадонна Пезаро" Тициана (уже не в первый раз у меня получается рондо). Оно вообще-то должно висеть на стене в левом нефе, но по каким-то неведомым причинам к моему приезду ее перенесли в одну из апсид этого нефа. Что было даже к лучшему, потому что освещение в апсиде несравненно лучше, чем в полутемном боковом нефе.
Путеводитель любезно обращает наше внимание на то, что все изображенные лица, кроме св. Петра и Франциска, писались с натуры, потому что это члены семьи заказчика. А самого заказчика мы видим в левом нижнем углу: это латинский епископ Пафоса Джакопо Пезаро. А самое главное: Тициан впервые в своей творческой биографии разместил Мадонну с Младенцем не в центре картины. При этом внимание зрителей все равно приковано к Богомладенцу и Его Матери, потому что на них Тициан направил яркий сноп света.
Ну что, всем понравилось? У нас впереди еще столько церквей с серьезной живописью, что, пожалуй, нужно сделать перерыв. В следующий раз у нас будет совсем не серьезный Веронезе из церкви Сан-Себастьяно, что в районе Дорсодуро. Название района полностью соответствует его сути: я по храму вообще бродил в одиночестве)))