Лукреция Борджиа и Лаура Дианти - две женщины одного герцога (продолжение истории Эсте)

Jan 30, 2013 17:17

Еще раз напоминаю, что я пока что оторвался от лицезрения красот Феррары, чтобы вкратце пересказать моим читателя историю ферраррских Эсте - семьи, которая сделала город одной из культурных столиц Ренессанса. Поэтому, если кого-то история не интересует, пропустите этот рассказ.
А если кому-то по-прежнему интересно, добро пожаловать дальше.

В 1502 году Альфонсо I, тогда еще престолонаследник, женился на прославленной Лукреции Борджа (1480-1519), дочери папы Александра VI. Жизнь Лукреции - это вообще роман, который должен был написать Дюма (кстати, у него есть повесть "Семейство Борджа" - почитайте на досуге), а не Ваш покорный. Вот ее предполагаемый портрет (ее здесь в виде богини Флоры нарисовали):


Начнем с того, что современники не сомневались, что у Лукреции были очень близкие (простите за эвфемизм, нас дети читают) отношения с братьями - Джованни и Чезаре. И очень многое заставляет подозревать, что таинственное убийство старшего брата - Джованни, герцога Гандийского, - было осуществлено младшим - Чезаре - из ревности. Очень многие подозревают, что и с родным отцом (папой Александром VI) у Лукреции тоже были тесные отношения. По крайней мере, такие близкие отношения позволяют просто объяснить, почему Лукреция в течение всей своей молодости была игрушкой в руках преступных родственников.

Когда настало время выходить замуж, ей подобрали мужа по расчету - Джованни Сфорца (1466-1510), правителя Пезаро (1493 год), известного кондотьера. Только через год такой зять стал не нужен папе, а поскольку этот славный архиерей не стеснялся в выборе средств для устранения неугодных, Сфорца предпочел бежать из Рима. Жизнь свою он спас, а вот с честью получилось сложнее. Папа настаивал на аннулировании брака дочери, Сфорца в глубине сердца понимал, что его при необходимости убьют и на расстоянии, и согласился на развод. Поскольку развода, как такового, тогдашнее право не предусматривало, Сфорца был вынужден под присягой заявить о своей импотенции. На основе этого заявления брак был признан несостоявшимся и аннулирован.

Следующим мужем Лукреции (1498) стал Альфонсо Арагонский (1481-1500), внебрачный сын неаполитанского короля Альфонса II (о, я писал об этом незадачливом монархе: http://sibeaster.livejournal.com/52292.html). Получился неплохой равный союз: королевский бастард женился на внебрачной дочке папы. Только вскоре и этот брак показался преемнику св.Петра бесполезным: Арагонский дом в Неаполе лишился власти, затем вновь ее получил, но уверенности в долговечности этого союзника не было никакой. Штука с разводом явно не проходила: у пары уже родился сын, и говорить об импотенции было бы смешно. Пришлось вместо комедии с разводом разыграть трагедию с убийством. В Риме был устроен бой быков на испанский манер, в котором Альфонса пригласили принять участие. Во время боя Альфонсо и Чезаре поочередно спасли друг друга от разъяренных быков, и никто после этого героического доказательства братства не посмел бы подозревать, что в папской семье возник разлад. Вечером того же дня Альфонс был приглашен на ужин в папе, но дверь, соединявшая их покои, почему-то оказалась запертой, и принцу пришлось выйти на улицу. Там его и поджидали неизвестные, нанесшие ему пять тяжелейших ран и после этого скрывшиеся. Раненого Альфонса перенесли в покои, папа и Чезаре направили к любимому зятю лучших лекарей, а Лукреция, находившаяся за городом, получив известие о происшествии, помчалась в Рим ухаживать за мужем. То ли лекари перестарались, то ли неизвестные киллеры плохо отработали, то ли молодой организм решил выжить, но Альфонсо не умер. И тогда, не дожидаясь возвращения Лукреции, убийцы решили на этот раз действовать наверняка: ночью Альфонсо был задушен в постели.

Так Лукреция осталась вдовой с маленьким сыном на руках. В 1502 году она вышла замуж за Альфонсо д'Эсте. Возможно, и этот брак мог кончиться как-нибудь экстравагантно, ибо планы Александра VI были грандиозными, и дочка могла понадобиться вновь. Но всему на свете приходит конец, и этому удивительному понтифику тоже пришлось умереть. Александр VI и Чезаре Борджиа несколько раз применяли простенький трюк для приумножения собственных сундуков: какого-нибудь богатого буратину человека одаривали кардинальской шапкой (за что полагалось скромное пожертвование), а потом новоиспеченного кардинала отправляли в лучший мир с помощью яда, а кардинальское наследство делили между собой папа и его сын.

6 августа 1503 года Александр VI и Чезаре Борджиа отправились на ужин в некий виноградник, куда уже были приглашены три кардинала, денежки которых были предназначены для пополнения папской казны. Предварительно Чезаре вручил эконому две бутылки вина, приправленные ядом, и приказал хранить их отдельно, пока сам понтифик не пожелает угостить лучшим вином своих гостей. Путь к винограднику шел в гору, денек был жаркий, и порядком взмокшие отец и сын пожелали промочить горло. Эконома не оказалось на месте, а его помощник, знавший об особом вине, отложенном до особого требования его святейшества, распорядился тотчас же напоить хозяина и его сына. Александр VI умер в страшных мучениях через неделю, Чезаре же каким-то чудом выжил. Рассказывают, что, помимо известных только ему антидотов, Чезаре ежедневно принимал такую ванну: здорового быка опрокидывали на спину, привязывали его ноги к железным столбам и разрезали брюхо; на место извлеченных потрохов в чрево быка помещался Чезаре и сидел там, пока бык не остывал. Впрочем, оставшись в живых, Чезаре уже не мог по-прежнему вершить свои деяния: его креатура - папа Пий III очень быстро умер, а  следующий понтифик Юлий II (тот самый, в често которого наш герой Альфонсо I назвал свою пушку - см. предыдущую "байку из склепа") не пожелал иметь дело с преступным сыном своего преступного предшественника. Чезаре бежал в Наварру к родственникам своей жены (это чудовище было женатым человеком), где и погиб в нелепой стычке.

Трудно сказать, что испытала Лукреция Борджиа (если кто-то еще следит за сюжетом, то помнит, что рассказ-то начинался с нее), узнав о гибели всей своей семьи. Может быть, это было облегчение. Вся дальнейшая жизнь Лукреции - это роскошный двор в Ферраре, а также многочисленные роды и выкидыши. По именам известны семь ее детей от третьего брака с Альфонсо. Впрочем, о мирном течении супружеской жизни говорить не стоит: у Альфонсо были фаворитки, а Лукреция много лет была в любовной связи с Франческо Гонзага, мужем ее золовки Изабеллы Эсте (той самой покровительницы искусств: http://sibeaster.livejournal.com/82200.html). Старший сын Альфонсо и Лукреции Эрколе II занял потом феррарский трон, и об этом герцоге мы поговорим позже, а вот о других детях скажу сейчас.

Во-первых, один из их сыновей - Ипполито д'Эсте (1509-1572, часто называемый Ипполито II для того, чтобы отличить от его дяди Ипполито I - http://sibeaster.livejournal.com/82200.html), архиепископ Милана, Лиона, Арля, неоднократный претендент на папский трон:


Но любим мы его не за святительские труды (которых не было)  и не за евангелизацию простодушных (тоже в этом не был замечен). Ипполито увековечил себя в нынешнем веке постройкой знаменитой виллы д'Эсте в Тиволи - прообраза Петергофа, Версаля, Казерты и проч. Я на этой вилле бывал, но, поскольку это уж очень туристический объект, в прочитаете о ней где-нибудь в другом месте, у лучшего автора.
Еще один сын Альфонсо I и Лукреции по имени Франческо (1516-1578) славен не сам по себе, а из-за его дочки с экзотическим именем Марфиза (Marfisa, 1554-1608:, ее маленький дворец сохранился в Ферраре и доступен для посещения в первой половине дня. Фотографий этого особняка не обещаю, ибо там остались только росписи плафонов (всякие голубчики, амурчики, нимфочки и прочая ерунда), которые не слишком-то фотогеничны и (скажем прямо) не показались мне интересными. Единственная выжившая дочь Альфонсо и Лукреции Элеонора (1515-1575) никогда не была замужем, но жила и умерла в феррарском монастыре Корпус Домини.

Прежде чем, мы сделаем еще один шаг к нашему времени, чтобы поглазеть на двор Эрколе II, сообщу вам пренеприятнейшую новость, которая безусловно шокирует ревнителей благочестия (а, впрочем, куда уж больше: понтифик-убийца собственных кардиналов и зятя уже у нас был). Набрали в легкие воздуха, и...

У Альфонсо I была любовница. Ее звали Лаура Дианти (1480-1573). Конечно, нет ничего необычного (как это не прискорбно) в наличии любовницы у герцога. Но вот предполагается, что Лаура была первой в истории дамой, для которой любовник заказал портрет. И кому? Великому Тициану:


Возможно, что и на следующей картине Тициана изображена Лаура:


И жили Альфонсо I с Лаурой долго и счастливо, и родились у них два сына, из которых нам интересен старший - Альфонсо (1527-1587), маркиз Монтеккио. О нем речь будет позже, а пока что просто подкину намек. Никто не знает, были ли женаты Альфонсо I и Лаура, так как есть на сей счет противоположные мнения. Герцог в своем завещании признал двух своих сыновей от Лауры, и в дальнейшем они пользовались при феррарском дворе положением принцев крови. Именно сомнительность брака герцога и Лауры сыграла в дальнейшем злую шутку в истории Феррары. Но об этом потом.

Мы же здесь прервемся, чтобы в следующий раз окинуть скучающим взором судьбу двух следующих герцогов Феррары - Эрколе II и Альфонсо II, а также их прекрасных дам.

Феррара, Эмилия-Романья, Династии

Previous post Next post
Up