Ораторий Сан-Лоренцо; украденный Караваджо

Jul 12, 2012 13:11

А теперь обещанный рассказ об украденной картине Караваджо "Рождество с предстоящими святыми Лаврентием и Франциском" (1609 год), украденной в 1969 году из оратория Сан-Лоренцо. Источник информации - здесь. Перевод мой. Факты проверены по статье в итальянской Вики.

"До октября 1969 года полотно 268см х 197см висело за алтарем оратория Сан-Лоренцо на виа Иммаколата ди Сан-Франческо, узкой улочке в историческом центре Палермо. В то время улицы около оратория находились в запустении, были погружены во мрак и казались незаселенными; а мафия была всемогущей. Ораторий открывали только по воскресеньям на время мессы, и картина была совершенно не защищена.

В субботу 18 октября Мария Джельсо, одна из неофициальных служительниц, пришла в ораторий, чтобы сделать необходимые приготовления к завтрашней мессе. Все было перевернуто верх дном. Серебряное распятие, обычно находившееся на алтаре, было сброшено на соседний стул; подсвечники разбросаны по полу; а стена за алатрем была пуста. Абсолютно пуста!

В следующий понедельник весть о пропаже картины была на передовицах двух местных газет. Обе критиковали полную незащищенность памятников культуры в Палермо. Как утверждалось, воры проникли в ораторий самым простым способом: через выходившую на улицу дверь, столь хлипкую, что она не выдержала бы веса даже ребенка. Все, что от них требовалось, - поднять засов с помощью лезвия ножа. Эта дверь и по сию пору выглядит такой же хрупкой, только ее закрыли  металлической решеткой.

В газетах было отмечено, что никто даже не знал точное время пропажи картины. Хотя Мария Джельсо утверждала, что видела картину в какой-то из дней недели (видимо, приходила прибираться - примечание мое), единственно, в чем можно было быть уверенным, что полотно было на своем месте во время предыдущей воскресной мессы - 12 октября. С тех пор картину никто не видел...Первоначально полиция предполагала, что кража - дело рук местной банды, и опасалась, что полотно могли  разрезать на части для облегчения дальнейшей продажи. Но никаких следов так и не было найдено. Казалось, что картина исчезла бесследно.

В настоящее время картина Караваджо - самая ценная (или даже бесценная, примечание мое) из украденных произведений искусства. Общее мнение, что по истечении уже сорока лет шансы найти ее вновь - минимальны. Большинство работ, которые удалось обнаружить, обычно находились в первые двадцать лет после кражи. Впрочем, надежда всегда умирает последней...(далее кусок текста, где эта тема разжевывается - не переводил)

В начале 1980х годов Питер Уотсон (или даже Ватсон - Watson, примечание мое), сотрудник Sunday Times, много лет занимавшийся поиском картины под видом маклера, опубликовал книгу "Заговор против Караваджо". Там он сообщил, что в 1980 году ему в Лавьяно, маленьком городке близ Неаполя, предложили купить украденную картину. Уотсону показали недавнюю фотографию картины и предложили вернуться через несколько дней за оригиналом. Но в день, в который была назначена решающая встреча, Лавьяно был разрушен землетрясением. Более никто так и не вышел на Уотсона с предложением вернуться к переговорам.

В 1996 году на процессе над бывшим итальянским премьером Джулио Андреотти бывший mafioso Франческо Марино Маннойя неожиданно для всех заявил, что именно он в молодости украл "Рождество" Караваджо. Маннойя  сообщил, что вырезал бритвой картину из подрамника, затем свернул ее и передал заказчику. Картина во время этих манипуляций была повреждена, и, увидев эти повреждения, заказчик, имя которого Маннойя так и не назвал, разрыдался и отказался взять полотно. Маннойя, которому на момент написания статьи (декабрь 2010) исполнилось 59, живет в США по чужим документам (по программе защиты свидетелей). Он более никогда не упоминал о "Рождестве" Караваджо. Есть те, кто примают свидетельство Маннойи; есть те, кто его отвергают (автор статьи верит Маннойе, примечание мое).

Питер Робб, например, автор книги "Полночь на Сицилии", посвященной Караваджо, придерживается иной версии, основанной на мнении карабинеров (здесь дается английское название соответствующей службы - Art Work Protection Unit in Rome, примечание мое). Маннойя не солгал, но его самого обманули по поводу украденной им картины. Картину действительно украли по заказу ценителя живописи, но в итоге она оказалась в руках мафии, переходила от одного "крестного отца" к другому, пока не осела у Джерландо Альберти, которому уже за 80, ныне заключенному. Альберти закопал картину в железном ящике, вместе с 5 кг героина и несколькими миллионами долларов. Когда полиция вскрыла "захоронение", ящика там не оказалось...Робб считает, что картина по-прежнему находится в руках мафиози.

В 2009 году судьи услышали еще одну версию пропажи картины от еще одного бывшего mafioso Гаспаре Спатуццо. Будучи в тюрьме, он узнал от одного из мафиозных боссов Филиппо Гравиано, что картина была на хранение семье Пуллара - одной из составляющих палермитанский клан Санта-Мария-ди-Джезу. Семья спрятала полотно на отдаленной ферме, где его съели крысы и свиньи, после чего остатки холста были сожжены...

Увидим ли мы картину снова? Наверно, нет, но невозможно запретить надеяться...Когда я впервые посетила (автор статьи - женщина, примечание мое) ораторий, огромная пуста рамка за алтарем напоминала об украденной картине. Читателю покажется странным, но вывешенная там сейчас фотокопия еще сильнее заставляет скорбеть об утраченном оригинале"

Не знаю, как Вам, а мне история кажется точно отражающей ситуацию в Южной Италии. Огромное количество старинных церквей и дворцов, закрытых для публики и медленно разрушающихся. Ленивые смотрители, натренированные только на изымание денег из кармана туристов. Пустые неосвещенные улицы, по которым ночью страшно идти. Никакой охраны, кроме дверей, сооруженных при царе Горохе. Мафия ли украла картину, глупый ли воришка стибрил, стояли ли за похитителями знатоки искуства, или они просто взяли то, что плохо висело, - все это не меняет сути дела. Караваджо украли, шансов его найти - никаких. Единственная надежда - вдруг кто-то из похитителей на смертном одре (мафиози очень набожны) раскается и вернет картину Церкви.

Вот, что мы потеряли:

Сицилия, Палермо, Оратории, Караваджо

Previous post Next post
Up