"Всякое житейское отложим попечение" и посмотрим клуатр и квадропортик Сан-Паоло-фуори-ле-мура. Первый - это прекрасный косматеско XIII века, второй - очень качественная реконструкция века IV, выполненная в XX-ом.
Вход в клуатр - платный (4 евро), и именно это несколько лет меня удерживало от посещения дворика. Когда настраиваешься на паломничество, а у тебя начинают вымогать денежку, это не очень приятно. Но в конце концов я подавил в себе жабу, заплатил деньги (там на кассе сидит очень вежливый бенедиктинец, лично к нему никаких претензий) и вошел туда. И зачем я столько лет сюда не ходил? Дворик великолепен:
Такие дворики мы уже видели: в римской Санти-Куаттро-Коронати (
http://sibeaster.livejournal.com/18513.html) и в Санта-Сколастика в Субиако (
http://sibeaster.livejournal.com/47430.html#cutid1). Строго говоря, это работа не самих Космати, а некоего Ваззалетто, но стиль соблюден безупречно. Разве не прекрасные витые колонны? А они же, но переплетенные двойные? Из всего этого великолепия потом вырастут моструазные барочные витые колонны, как, например, те, что поддерживают балдахин Урбана VIII над папским алтарем в Сан-Пьетро...
Выход из дворика организован через музей. Я, признаться, давно отношусь с некоторым пренебрежением к этим епархиальным/монастырским/приходским музеям с бесконечными рядами Богослужебных сосудов, одежд и реликвариев. Здесь в Сан-Паоло все это присутствует, но пара залов меня все же зацепили.
В первом в двух витринах выставлены монастырские реликвии. Я поленился запечатлеть их перечень (плохо бы получилось: машинописный текст за стеклом), но уж поверьте на слово: такого количества голов, перстов, пяток давненько не встречались на жизненном пути. Вот их малая часть:
А вспомнилось мне, пока я здесь стоял, некое пришествие Афонского артефакта и тот ажиотаж, который был этим артефактом вызван. Особенно врезалась в память экзальтированная дама, которая фантазировала на ходу: тот артефакт, как ей было открыто свыше, НАХОДИЛСЯ на Самой Богородице, когда Она НОСИЛА во чреве. Так вот той даме я бы очень хотел сообщить, что в Сан-Паоло находится флакон с грудным молоком. ТЕМ САМЫМ. Эх, не привезли его в Россию, очередь была бы еще больше...
В отдельном зале находится копия найденного здесь саркофага (оригинал - в Ватиканских музеях). Понятное дело, что христианам хотелось восстать в Воскресенье рядом с апостолом Павлом, поэтому захоронений вокруг его гробницы было найдено много. Этот саркофаг называется Догматическим, потому что одна из изображенных на нем сцен - ранняя иллюстрация тринитарного догмата. Смотрим:
В верхнем левом углу две мужских фигуры в тогах, маленькая куколка, голая мужская фигура и еще одна мужская фигура в тоге. Это - сцена сотворения Евы. Куколка - это Ева, только что изъятая из тела Адама; голый мужчина - Адам; а вот три мужчины в тогах - это ...святая Троица. Обычно в этой сцене присутствуют Адам, Ева и Один из Троицы, а здесь скульптор проявил художественную вольность и, вместе с тем, догматическую образованность.
Остальные сцены, мне кажется, понятны:
верхний ряд (после сотворения Евы) слева направо: искушение Евы (голая женщина и дерево со змеей), чудо в Кане Галилейской (облаченный в тогу Христос тыкает жезлом в кувшины), умножение хлебов (Он же с корзинами)
нижний ряд слева направо: поклонение волхвов, исцеление слепого, Даниил в львином рву (или рве? Обратите внимание на пророка Аввакума, подносящего корзину с хлебом), предсказание об отречении Петра (видите внизу петуха?) и арест Петра.
Не подумайте, что я такой умный, и сам догадался...Нет, в зале показывают 10-минутный ролик о саркофаге, каковой я и изучил. К великому негодованию смотрителя, который искренне не понимал, ну что там в этой мраморной коробке интересного.
Ну а теперь выйдем из музея и из базилики туда, где, имей мы терпение, должны были войти. Понятно, что в античные времена не было ни метро линии В, ни электрички в Лидо. И молящиеся приходили/приезжали сюда по Остийской дороге. Чтобы порадовать их, от дороги до базилики был сооружена колоннада, которая перед самым входом во храм образовывала квадропортик. Последний элемент в раннехристианских базиликах был делом обычным: на сегодня я четко понимаю, что квадропортики были перед церквями Санти-Куаттро-Коронати (в ЖЖ я об этом не писал, а вот в Вики долго и нудно об этом говорится) и Санта-Прасседе. Правда, в последующие века эти портики были застроены и превратились в обычные здания, так что не знающий пройдет мимо и ничего не поймет.
Благодаря катастрофическому пожару 1823 года, архитекторам выпала великая возможность - построить все заново в том виде, в каком оно было в IV веке. Колоннада от дороги до храма потерялась где-то во тьме веков, а вот квадропортик был сооружен между 1890 и 1928 годами. Неплохо бы, конечно, поглядеть на него сверху, но поблизости никаких смотровых площадок не существует Поэтому придется удовлетвориться обычной фотографией с площади:
Ну и, наконец, полюбуйтесь фасадом базилики - еще одной удачной пост-пожарной реконструкцией:
А особенно красив тимпан:
Не фотошоп, честное слово. Несколько раз приезжал сюда в пасмурную, а то и дождливую погоду, а вот в последний раз - солнце. И прямиком - на фасад! Внизу - 4 великих пророка (Исайя, Даниил, Иеремия и Иезекииль), ну а вверху, по обе стороны от Христа, Петр и Павел.
На этом солнечном месте мы прервемся. Тем более, что в следующий раз мы пойдем туда, где уже веков 16 дневного света не было - в подземелья под собором святого Петра.