ЛАквила - часть 6. Санта-Мария-ди-Коллемаджо

Dec 23, 2024 08:00

Вторая известная базилика ЛАквилы находится вне исторического центра города, но зато рядом с автобусной станцией (хотя от одной другую не увидать - такой вот парадокс). Изначально задуманная в качестве монастырской, она очень быстро превратилась в большую паломническую, так как с ней связана насчитывающая более семи столетии традиция Целестинского прощения (Perdonanza Celestiniana).

Начнем издалека - с Пьетро Морроне, будущего Целестина V. Крестьянский сын, один из многочисленных сыновей благочестивой матери и рано умершего отца, он в 17 лет принял постриг в бенедиктинском монастыре в родном Молизе. Очень скоро он почуствовал тягу к уединенной жизни и удалился в пещеру в горах Морроне. Постепенно слава об аскете и чудотворце распространялась, к нему стали стекаться последователи, и он с двумя ближайшими друзьями перебрался в другой скит - на горе Майелла. В 1244 году Пьетро принял пресвитерский сан и стал главой обители, из которой вырос новый монашеский орден, устав которого был основан на предельно жестком соблюдении правил св Бенедикта. В 1263 году создание нового ордена было одобрено папой Урбаном IV (тем самым, что учредил праздник Тела Христова - эту историю мы изучали наглядно в соборе Орвието). Но один из последующих пап Григорий X (мы и с ним знакомы - он похоронен в Ареццо), обеспокоенный бесконтрольным размножением монашества, принял решение запретить все ордена, основанные после 1215 года. Пьетро Морроне, обеспокоенный судьбой своего попадающего под папский запрет ордена, отправился к понтифику, председательствовавшему тогда на Лионском соборе (1274). По пути из своих гор в Лион Пьетро Морроне проезжал через ЛАквилу, здесь увидел во сне Богородицу и решил, что на этом месте нужно построить храм в Ее честь. Поездка в Лион меж тем удалась: Григорий X исключил орден Пьетро Морроне (впоследствии орден станет называться целестинским) из числа запрещаемых, и в последующие десятилетия в составе ордена было уже 36 обителей.

В 1287 году монахи-целестинцы (я их уже так буду называть) из Сульмоны выкупили землю на холме Коллемаджо у стен ЛАквилы и начали строить здесь монастырь с церковью. 25 августа 1288 года она была уже освящена - то ли недостроенной, то ли завершенной (но навряд ли за год можно было соорудить что-то большое). Так начинается история "нашей" базилики.

А меж тем события во внешнем мире стремительно развивались. В 1293 году Пьетро Морроне, глава ордена, перебрался из своего предпоследнего скита Сант-Онофрио вниз - поближе к Сульмоне, основав новый монастырь Св. Духа, он же Бадия Морронезе (мы его посетим позже - не отключайтесь). А меж тем 12 (а позднее 11 - один умер) кардиналов, начиная с 5 апреля 1292 года, никак не могли выбрать нового папу. Заседания постоянно откладывались и переносились (кардналы в итоге оказались в Перудже), но всё тщетно - пошел третий год выборов. Наконец кардиналу-декану пришло письмо от смиренного Пьетро Морроне: мол, стыдно, святые отцы, пора уж дать миру нового преемника св. Петра. О, - воскликнул кардинал-декан, - а вот и наш новый папа! Внезапно оставшиеся кардиналы согласились - Пьетро Морроне был выбран.

Делегация кардиналов и целых два короля (Карл II Неаполитанский и его старший сын Карл Мартелл, номинальный монарх Венгрии) прибыли в Бадию Морронезе, чтобы сообщить Пьетро о его избрании. После некоторых колебаний избранник согласился, но пожелал не ехать к кардиналам в Перуджу (далеко), а чтобы они прибыли к нему в ЛАквилу. Итак Пьетро Морроне верхом на ослике, которого вели под уздцы два короля, прибыл в ЛАквилу и был здесь посвящен в епископский сан и коронован 29 августа 1294 года под именем Целестина V. Ему было на тот момент около 80 лет, бОльшую часть из которых он провел в горных скитах. Смиренный инок стал папой, сторонники теории "нищей Церкви" ликовали: у них появился "ангелический папа".

О дальнейшей судьбе Целестина я уже рассказывал, он вернулся в ЛАквилу только в виде мощей в 1327 году, но  сделал для этого города нечто бОльшее. Скорбя о грехах мира и непрестанных войнах, новый папа издал буллу Inter sanctorum solemnia, согласно которой всякий примирившийся с ближними и Богом (с Последним - посредством исповеди), кто причастится св. Таин в церкви Коллемаджо с вечерни 28 августа по вечерню 29 августа, получит отпущение грехов. Преемник Целестина Бонифаций VIII чуть позже придумал Юбилейный год, в который для получения отпущения грехов нужно посетить Рим, и это по сию пору справедливо считают гениальнейшим маркетинговым ходом (следующий Юбилей будет в наступающем году, и, как ожидается, самая дешевая ночь в Риме будет стоить 100 евро). А вот смиренный бессербренник Целестин V даровал ЛАквиле ежегодный день отпущения грехов, только вот почему-то такого числа паломников сюда нет. Даже обидно...

Но вернемся к нашей базилике Коллемаджо. Она старше Сан-Бернардино из предыдущего рассказа, а потому разрушалась бОльшее число раз: 1315, 1349, 1456, 1461, 1703, 1915 и 2009 год. Обращались во прах то апсиды, то трансепт, то фасад, то кровля, то всё вместе. В промежуток между 1349 и 1456 годами был сооружен нынешний фасад (о его датировке чуть позже), все внутренние стены были расписаны Джованни да Сульмона и Антонио Мартини да Атри (опять наш знакомый, мы его работы в Атри видели). После 1456 года вновь возведенные стены были расписаны Франческо да Монтереале и Сатурнино Гатти, а для мощей Целестина V был сооружен мавзолей по образу бернардинского (автор - Джироламо да Виченца). Затем мода поменялась, и к 1669 году интерьер стал барочным: колонны спрятались в пилоны, стены оштукатурились и украсились боковыми алтарями. После катастрофы 1703 года всю эту барочную мишуру восстановили, чтобы в ходе реставрации 1969-1973 года убрать её начисто и вернуться, насколько это было возможно, к первоначальному вид (хотя какой вид можно считать первоначальным после нескольких циклов разрушений - восстановлений?). Что представляла собой базилика Коллемаджо после землетрясения 2009 года, хорошо задокументировано (можно глянуть в Вики), только слабонервным не смотреть: обрушились несколько пилонов, кровля трансепта и апсид. Именно в 2009 году, вскоре после землетрясения, Коллемаджо посетил папа Бенедикт XVI, который совершил тогда непонятное посторонним действие: возложил паллий на раку с мощами Целестина. После чего храм закрыли на реставрацию.

В декабре 2017 года работы завершились, и базилика вновь открыта. Когда мы будем с вами ее изучать, держите в памяти всё с ней случившееся - вот это история!





(Я не был уверен, что можно ходить по газону, а потому снимал сбоку; никаких падающих базилик, разумеется)
Мы с вами не первый раз видим сочетание белого и розового цвета (вспомните Фонтан 99 струй) - в те годы это были геральдические цвета ЛАквилы. На фасаде есть три окна-розы, причем исследователи видят в них постепенное движение от романскому стиля к готике, если смотреть справа налево. Возможно, именно так справа налево продвигалось сооружение фасада. Относительно времени постройки фасада есть два мнения: с конца XIV века по 1439 года (и один архитектор - Доменико ди Каподистрия) или долгие период с конца XIV по начало XVI столетия (соответственно тут уже группа архитекторов, сменявших друг друга)


Правая роза



Центральная роза



Левая роза

На главном фасаде три портала, из них два крайних - неороманские XX столетия...





(разумеется, никакого автора в дверях не отражается, это всё фантазии влюблённых в него читательниц)

...а вот центральный - работа Доменико ди Каподистрия (XIV век). А вы знали, кстати, что Каподистрия - это нынешний словенский Копер, из которого итальянцы ушли по результатам Второй Мировой?



Ну тут не грех и застрять надолго...Смотрим внешний архивольт:





















А вот вам люнет с внутренним архивольтом:



В 12 готических нишах-табернаклях по обе стороны портала должны помещаться статуи святых, но до нас дошли только пять и то в нелучшем виде - землетрясения...












Главный фасад в своей молодости был явно побогаче на архитектурные детали; немногочисленные их остатки разбросаны хаотично по стене.












За богатством главного фасада не стоит забывать, что в силу особого статуса базилики Коллемаджо у нее есть еще один вход сбоку, и он-то оказывается очень важным...


...потому что это и есть Порта Санкта - св. врата, которые торжественно открывают вечером 28 августа и закрывают вечером 29 августа. а входящие ими в течение этих суток получают, в случае подлинного раскаяния и примирения с Богом и ближними, прощение грехов. Этот портал был завершен в 1397 году группой мастеров из северной Франции.



В люнете умоляют Богородицу свв Иоанн Креститель и Целестин V (предположительно выполнен нашим старым знакомым Антонио Мартини да Атри)









Примерно таким суровым и мрачным мне бы представлялся интерьер храма, в котором можно получить прощение грехов, но таким он был не всегда: с 1669 по 1969 годы (с поправкой на разрушения 1703 года и их устранение) это был типичный барочный храм с оштукатуренными и украшенными лепниной стенами и пилонами (фотографии показывают на стендах внутри церкви), все это заигрывание с грешными эмоциями было устранено в ходе реставрации 1969-1973 годов. Реставраторы оставили лишь несколько фресок в нишах по боковым стенам и на контрфасаде...












...а также несколько надгробных плит












Но мы пришли не ради них, а для того чтобы увидеть мавзолей папы Целестина V, сооруженный в 1489-1505 годах Джакомо да Виченца.










































О мощах св Целестина доподлинно известно, что там остались только кости, так что нам предлагают обозревать символическое изображение святого пустынника, случайно вознесенного на вершину власти и неудачно попытавшегося оттуда спрыгнуть.



В 1988 году их...украли и бросили на деревенском кладбище. После землетрясения 2009 года их переносили из одной полуразрушенной церкви в другую, окончательно (ну как окончательно? сколько еще землетрясений предстоит перенести ЛАквиле?) их вернули в Коллемаджо в 2017 году.

Некоторое представление о том, какой была базилика Коллемаджо до реставрации 1969-1973 года, можно получить, взглянув на капеллу слева от главного алтаря


Здесь покоятся мощи блаженного Джованни Бассандо (искаженное итальянцами имя Жан из Безансона), одного из приоров Коллемаджо.

Уфф, спасибо всем. кто осилил...Далее аквильские рассказы будут покороче.

Абруццо, ЛАквила, Святыни

Previous post Next post
Up